Бизнес отель пятый угол мини гостиница в центре.

Мастер-класс Здоровьесберегающие технологии

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Интернет-мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии"

  • Автор: Фиш Светлана Владимировна, Заречный Свердловской области
  • Дата проведения: 2011 год
  • Задача мастер-класса: рассмотреть вопросы, касающиеся технологии здоровьесберегающего обучения, обсудить возможности создания условий сохранения здоровья в школе.
  • Для кого: Социальные педагоги, медицинские работники, главы образовательных учреждений, классные руководители, родители.
  • Как: Заполняем данную коллективную страницу и общаемся друг с другом и с автором мастер-класса в Skype-чате на протяжении всего 2011года:

мой скайп: SvetlanaFish1.

Об авторе:

Фиш Светлана Владимировна - учитель черчения и рисования МОУ СОШ №4, города Заречный Свердловской области

Участники:

Вопрос 1.Здоровьесберегающее обучение

Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто (древнегреческий философ Сократ)

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья учащихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с учениками при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения учащимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.

Принципиальной особенностью данного типа образования является ориентация на человека, удовлетворение его познавательных потребностей и интересов, развитие в нем таких личностных (социально-значимых) качеств, которые позволяют ему быть здоровым, успешным и счастливым. Итак, самая главная ценность для человека – это его здоровье.

Вопрос 2. Как сохранить здоровье?

Если бы людей судили за преступление к собственному здоровью, многие получили бы высшую меру. На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная и злободневная.

Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и учащиеся и педагоги были здоровы. Каким образом от нас зависит здоровье учащихся и что мы, учителя, можем сделать для его сбережения?

Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека.

Выскажите своё мнение или задайте вопрос:

Вопрос 3.Концепция здоровьесберегающего образования включает следующие направления деятельности

  • здоровьесберегающее обучение (построение урока на здоровье сберегающей основе);
  • активизация физической деятельности;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
  • пропаганда здорового образа жизни

Эту концепцию можно сформулировать в виде проблемы – что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранять психическое и физическое здоровье учащихся?

Проблема злободневная и данное направление здоровьесберегающего образования является еще и очень сложным, так как на сегодняшний день практически не разработаны ни его методология, ни технология, ни мониторинг.

Школы, которые интересуются и занимаются этим направлением, создают определенные условия, максимальный комфорт для сохранения здоровья. Многие применяют свои собственные педагогические технологии, т.е. подходят к этому вопросу индивидуально.

Выскажите своё мнение или задайте вопрос:

Вопрос 4.Медико-психолого-педагогические принципы

  1. учет возрастно-половых особенностей детей;
  2. учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  3. структурирования урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная);
  4. использование здоровьесберегающих элементов для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
  • К ним относятся:
    1. оптимальная плотность урока;
    2. рациональное чередование видов учебной деятельности;
    3. уважительный стиль общения;
    4. эмоциональная разрядка;
    5. физкультурная пауза;
    6. правильная рабочая поза;
    7. положительные эмоции.

Выскажите своё мнение или задайте вопрос:

Вопрос 5.Как сберечь и сохранить здоровье учителя?

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:

во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни; и

во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.

Успешность реализации здоровьесберегающих технологий зависит от особенностей взаимодействия педагогов и родителей в вопросах формирования культуры здоровья детей.

На сегодняшний день состояние педагогов оставляет желать лучшего:

  1. они не могут позволить себе такого отдыха, которого бы хотели (полноценный отдых-санаторий, профилакторий);
  2. учитель часто испытывает стресс, он постоянно думает, переживает, прежде всего, за детей, может быть испытывает психологическую несовместимость в коллективе, в результате кровеносная система расшатывается, сосуды головного мозга сужаются – это ведет в конечном итоге к деградации головного мозга, поэтому учителя должны научиться правильно реагировать на сложившуюся ситуацию.

Если правильно настроить ребенка, то он покажет, выдаст то, на что он готов. Что значит «правильно настроить» - имеется в виду

  1. позитивный настрой, хорошее настроение учителя. Установление так называемого «сердечного контакта», учитель радуется вместе с ребенком, уверен в нем, подбадривает его словами: «Как я рада вас видеть», «Я буду рада тому, что ты покажешь»;
  2. учащиеся должны чувствовать наше спокойствие, когда дети видят наше спокойствие, они правильно реагируют, они себя чувствуют уверенно. Чувство уверенности должно присутствовать и у нас и у детей.

Психологическая несовместимость зависит от учителя, детский негатив может бумерангом вернуться к нам, если неправильно повести себя.

Мы должны быть наблюдателями ситуации.

Мы не сможем переделать ученика, его наследственность, темперамент, воспитание.

Мы можем только подтолкнуть к чему-либо, показать, научить.

Мы должны помнить, что каждый ребенок – индивид!

Мы должны донести до учащихся, что здоровый образ жизни это то, что им необходимо.

ПРАВИЛА для учителя:

  1. научиться правильно, реагировать на сложившуюся ситуацию;
  2. не требовать от ребенка чего-то сверхъестественного;
  3. позитивный настрой, хорошее настроение;
  4. уверенность учителя, спокойствие;
  5. научиться быть наблюдателем ситуации.


Выскажите своё мнение или задайте вопрос:

Литература.

  1. А.И.Белоусов. «Физическое воспитание в специальных медицинских группах (учебно-методическое пособие для учителей физкультуры общеобразовательных учреждений)» Изд. Центр «Учебная книга» 2006г. г.Екатеринбург.
  2. Мин-во здравоохранения и соц. развития РФ «Перечень профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях. Инструкция по применению». Москва 2004г.
  3. Мин-во общего и профессионального образования Свердловской области «Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Программа».Центр «Учебная книга» 2006г.
  4. Г.П.Болонов. «Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения».Творческий центр «Сфера» Москва 2003г.
  5. Ред. Н.В.Сократова. Учебное пособие. «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей».Творческий центр «Сфера» Москва 2005г.
  6. Е.В.Советова. «Оздоровительные технологии в школе». Изд. «Феникс» г.Ростов на Дону 2006г.
  7. Ред. В.Н.Касаткина. «Педагогика здоровья». Линка Пресс Москва ЭКСМО 2004г.
  8. Уильям Г.Бейтс. «Улучшение зрения без очков» Москва 1990г.
  9. Л.Г.Татарникова, М.В.Поздеева. «Валеология подростка» С-Петербург 1996г.
  10. А.П.Исаев, Н.Я Прокопьев, В.М.Чимаров и др. «Учение о здоровье». Монография. Изд. Тюменского гос. Университета г.Тюмень 2002г.
  11. Сборник «Йога для детей, родителей и преподавателей» Научно-популярное издание. Изд. «Янус» С-Петербург 2002г.
  12. А.Белоусов, В.Брагина, Л.Зубова. «Культура здоровья». Екатеринбург 2006г.
  13. И.В.Милюкова, Г.А.Евдокимова. «Лечебная физкультура. Новейший справочник». Изд. «Сова» Санкт-Петербург ЭКСМО Москва 1999г.
  14. И.А.Котешева. Нарушение осанки. Лечение и профилактика». Москва ЭКСМО. 2004г.


Адреса сайтов

[1]- Сеть творческих учителей. Здоровьесберегающие технологии в школе.

[2]- Государственное образовательное учреждение Центр образования «Школа здоровья» № 1317

[3]- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

[4]- НОВЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ


Задавайте свои вопросы:

Что узнали интересного на мастер-классе: Разместите свои мнения