Биография. Значение суриков иван захарович в краткой биографической энциклопедии Суриков иван захарович краткая биография для детей

Василий Иванович Суриков (1848-1916), русский художник, непревзойденный мастер исторических полотен, родился в Красноярске, в семье служащего. Первый опыт рисования получил в школе, у преподавателя Н. В. Гребнева. Учитель заметил способности мальчика к живописи и посоветовал родителям отправить его в Петербург для получения специального образования, что и было сделано в 1869 году. В северной столице будущий художник был принят в Академию художеств, окончил которую в 1875-м.

Начало карьеры

Спустя два года Василий Суриков переехал в Москву, где и обосновался. Еще в годы студенчества молодой живописец сумел проявить себя как мастер исторических ассоциативных образов, его первым значительным произведением стала картина "Вид памятника Петру Первому", на которой он изобразил конную статую императора на фоне Исаакиевского собора. Полотно было создано в 1870 году.

Первые шедевры

Творчество Василия Сурикова получило продолжение в 1877-м, когда художник создал эскизы четырех Вселенских Соборов для росписи московской церкви Христа Спасителя. Затем, под впечатлением старинной архитектуры столицы, Суриков приступил к своему первому шедевру московского периода, Работа была завершена в 1881 году. Казнь мятежников при личном участии Петра I на Красной площади была отражена художником с пугающей достоверностью. Жизнь и творчество Сурикова всегда носили печать какой-то особой непререкаемости, ни один штрих не давал повода усомниться в чем-то.

Древность как стиль в творчестве

Художник мастерски владел всеми приемами рисунка, которые давали ему возможность обращаться к теме исторического прошлого России. Им был показан конфликт русского Нового времени со средневековым периодом, причем этот конфликт не предполагает доминирования ни одной из сторон и может продолжаться столетиями. Творчество Сурикова насквозь пропитано "духом древности", как образно выразился И. Н. Крамской в своей переписке с В. В. Стасовым в 1884 году.

Меншиков и Морозова

Живописец-историк Василий Суриков периодически подтверждал свое амплуа, создавая один шедевр за другим. В 1883 году он написал картину "Меншиков в Березове", а в 1887-м создал очередной шедевр живописи под названием "Боярыня Морозова". Первое полотно рассказывало о ссылке в Сибирь одного из самых могущественных царедворцев, фаворита Петра Первого, герцога Меншикова. Вторая картина живописала перевозку из острога в приговоренную к затворничеству раскольницу Феодосию Морозову.

Творчество Сурикова, его глубинный талант, воплощенный в огромном полотне размером 5 х 3 метра - грандиозное явление в мире живописи. была приобретена Третьяковской галереей, где картина и находится по сегодняшний день.

Праздничная тема

Предыдущим шедеврам Василия Сурикова не уступает картина "Взятие снежного городка", написанная им в 1891 году и посвященная Масленице.

Персонажи, изображенные на холсте поражают своей экспрессивностью, праздничное действие изображено художником, как всесокрушающая стихия. В центре казак, атакующий снежный "бастион", вокруг зрители, пришедшие на масленичное гулянье.

Творчество Сурикова отразилось на этот раз в удали русского народа, который способен создать залихватскую атаку на ровном месте, без всякого повода, но из этого обязательно возникает целое событие. Так случилось и с картиной "Взятие снежного городка", простая игра вылилась в настоящий штурм крепостных укреплений, хоть и театрализованный. Таковы русские игры на картинах российских живописцев, таково творчество художника Сурикова. Русское изобразительное искусство отличается импульсивностью.

Последующие работы

Последующие работы Василия Сурикова стали определенным этапом в его деятельности. Созданные им полотна за период с 1895 по 1907 год по-прежнему полны драматизма, но перспектива отраженных на картинах событий уже другая, с меньшей экспрессией. Речь идет о полотнах: "Степан Разин" (1907 год), "Переход Суворова через Альпы" (1899 год) и Ермаком" (1895 год). Все работы написаны виртуозно, однако в них отсутствует полифония драматизма.

Стремясь усилить степень убедительности сюжета картины, Суриков уменьшает количество персонажей, перекладывая таким образом смысловую нагрузку на оставшиеся образы. Эта методика всегда приносит результаты. Художник расширяет красочность фактуры и усиливает выразительность каждого персонажа отдельно и всех вместе, заставляя их взаимодействовать.

Недостаток экспрессии в картинах Василий Суриков компенсирует акцентом на сюжетную составляющую. И такой прием тоже приносит свои результаты. Например, написана в лучших батальных традициях, с множеством орудий, ярких вспышек выстрелов, предполагающих смерть и разрушение. В реальности, безусловно, все происходило менее драматично, о чем свидетельствуют исследования ученых, касающихся того времени. Однако живопись - это вид искусства, который требует многократного преувеличения.

Полотно "Переход Суворова через Альпы", безусловно, тоже написано с некоторым гротеском. Прослеживается политический упрек в адрес захватнических амбиций зарвавшихся французов. Своим переходом через Альпы Суворов больно щелкнул французских военноначальников по носу. Все эти нюансы в полной мере удалось отразить художнику.

Творчество Сурикова, картины которого, подобно зеркалу, отражают некоторые стороны общественной жизни конца 19-го века и начала 20-го, в немалой степени способствовало развитию русского искусства.

Картина "Степан Разин" раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Когда Стенька Разин, не раздумывая, выбросил княжну за борт, это был бесчеловечный поступок, который мог стать поводом для разочарования воинов в предводителе. Однако они продолжали превозносить своего атамана. Недовольный самим собой, мрачный как туча сидит Степан Разин в середине ладьи, окруженный верными поддаными. Всерьез озабочен атаман, и его настроение тоже сумел передать художник. Все творчество Сурикова состоит из его попыток отразить на своих полотнах реальную действительность, даже если она бывает порой нелицеприятна.

Суриков как художник-реалист

Каждая картина живописца - русской жизни, отдельный ее фрагмент, который преподносится мастером в подлинном отражении. В таком подходе, исключающем искажение действительности, заключается творчество Сурикова, кратко описать которое не представляется возможным, необходим глубокий анализ.

К вполне заслуженному титулу художника-историка можно присовокупить еще одно определение - "живописец-реалист". Творчество Сурикова, краткое описание его картин, основные вехи жизненного пути изучаются на протяжении многих лет искусствоведами. Выводы исследований не всегда однозначны, но ясно одно - художник Василий Суриков безусловно является достоянием российской культуры первой величины.

Василий Суриков художник, выдающийся мастер в русском изобразительном искусстве 19 века, и начала 20-го века. Творчество Сурикова тесно связано с яркими периодами истории России, в своих масштабных произведениях художник правдиво передал характерные признаки русского народа, его самобытность и жизненную сущность.

Василий Суриков выходец из небогатой казачьей семьи и с раннего детства был близок со своим народом. Картины художника Сурикова очень примечательны своей великолепной колористической трактовкой письма, где присутствует явное новаторство художника в создании колоритных полотен, красочный состав которых и сегодня изучают современные художники.

Суриков Василий Иванович краткая биография и творчество. . Художник родился в городе Красноярск в казачьей семье. С раннего детства у художника проявились зачатки таланта к рисованию. В возрасте восьми лет мальчика принимают на учебу в Красноярское приходское училище, где способность к рисованию обнаруживает его учитель Гребнев Н. В., который помог молодому художнику работать с красками, отдельно занимаясь с ним рассказывал и показывал многие тонкости живописной грамоты и о великих мастерах живописного искусства. Это был хороший трамплин для будущего развития Сурикова.

Но в жизни Сурикова было не все гладко, в 11 лет отроду у него от болезни умирает отец, семья оказалась в трудном материальном положении. Тем не менее после окончания учебы в училище, его устраивают в канцелярию, параллельно с этим мальчик упорно занимается с рисунками, пишет акварели и развивает себя как художника, надеясь в будущем обязательно поступить учиться на художника. И волей случая акварели понравились губернатору, в семье которого потом Суриков давал даже уроки.

В семье губернатора частым гостем был местный золотопромышленник Кузнецов П. И. увидев недюжинный талант молодого мастера, решил материально посодействовать желанию юноши поступить учиться в академию художеств в Санкт Петербурге, куда он поступил не сразу, провалив экзамен по рисованию с гипса, это конечно была первая неудача. Поэтому он решает поступить в училище рисования союза поощрения художников, где усиленно работает над собой в рисунке и других направлениях, через три месяца учебы он вновь пытается сдать экзамен в академии и успешно проходит и за годы обучения 1869 по 1875 г.

С успехом наверстывает то очем мечтал, заслуженно получая за свои работы различные награды. Изучая древнее античное искусство он мастерски создает рисунок Пир Валтасара, где его работу отмечают в журнале под названием Всемирные иллюстрации.

Наконец он казалось бы заслуживает большую золотую медаль с пенсионерской поездкой за рубеж за картину Апостол Павел, но некоторым деятелями руководствующими в академии было решено отказать в награде. Тем не менее за время учебы в академии Василий Суриков получил несколько серебряных медалей, с материальной премией.

Конечно глядя на такое положение художникуне нравились принципы учебы в академии, не смотря на это художник много работает в 1870 г. создает картину Вид памятника Петру 1 на Сенатской площади.

Переехав в Москву, ему поручат роспись фресок в храме Христа Спасителя. Суриков создает первое широко масштабное произведение Утро стрелецкой казни, в котором художник ярко описывает трагические моменты после стрелецкого бунта при Петре Первом.

Картина была написана к 1881 году, году вступления в ряды товарищества передвижников, где Суриков выставляет свои работы на показ широкой общественности.

Зарядившись желанием в написании картин о русской истории художник создает очередные шедевры Меньшиков в Березове и картину Боярыня Морозова, которая была продемонстрирована на 15-й выставке художников передвижников.

В 1887 г. в 1888 году умирает его супруга, с трудом переживая эти времена, позднее он с дочерьми отправляется на родину в Красноярск находясь там в некотором унынии, дабы поднять настроение вспоминая игры своего детства.

Он решает написать более веселое и жизнерадостное произведение картину Взятие снежного городка, в сцене персонажей были задействованы местные крестьяне а сам снежный городок крестьяне слепили прямо во дворе его дома.

Картина была восторженно встречена общественностью и даже была направлена на выставку во Францию, где демонстрировалась в Париже в 1890 г., и награждена именной медалью.

В 1891 Василий Суриков опять обращается к русской истории, задумав писать картину Покорение Сибири Ермаком, несколько лет работая над историческим произведением, в разных местах России художник создает эскизы и этюды к картине.

На полотне Суриков ярко отразил характерные образы героев, показав смелый порыв, готовых к сражению казачков, красочно отобразив насмерть воюющие стороны.Картина была написана полностью в 1895 году.

Очередное произведение с подобной исторической темой Василий Суриков создает картину Переход Суворова через Альпы, начиная работать в Красноярске он также едет за границу в Швейцарию, где изучает гористую местность и выбирает место для написания этюдов, картина была выставлена в Петербурге и в Москве и была куплена самим Царем.

Следующий этап также историческое полотно картина Степан Разин с казаками плывут на большой лодке. Также художник обращается к быту царской семьи и 1912 год создает картину Посещение царевной женского монастыря, художник выразительно описывает нахождение царевны в церкви среди смиренных монашек.

Художник Василий Суриков был очень предан своему статусу свободного художника, будучи весь в мыслях о создании своих исторических полотен, никогда не желал отвлекаться от выбранного пути.

Ему часто предлагали работу преподавателя в художественных училищах и в академии художеств, на что он всегда давал отказ, на этом поприще он даже несколько посорился с Репиным, который также уговаривал его преподавать в академии.

Характер художника больше стремился к уединению, не любил он различных светских туссовок.

Также редко кто либо мог зайти к нему в мастерскую, где у мастера рождались исторические образы.По сути своей он был несколько замкнутым человеком и у него было немного друзей, тем не менее, он был очень добрый и трогательным в семье, всегда был в хороших отношениях со своими родственниками, часто писал в Красноярск письма маме и брату.

К концу своей насыщенной творческой жизни Василий часто посещает родину, пишет ряд пейзажей, акварельные зарисовки, иногда пишет портреты.

К 1915 году Суриков чувствует ухудшение здоровья, едет полечиться в Крым, но из за больного сердца в 1916 году он скончался и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Сурикова высоко оценено в Русском изобразительном искусстве, его исторические произведения правдиво отражают не простые периоды жизни русского народа в истории России.

Иван Захарович Суриков - талантливый поэт-самоучка, который был ярким представителем «крестьянского» направления в литературе. Многие его произведения превратились в народные песни: «Сиротой я росла», «В степи», «Рябина» и т. д. На слова поэта писали музыку такие известные композиторы, как Чайковский, Даргомыжский, Римский-Корсаков и Бородин. В этой статье вам будет представлена краткая биография Сурикова Ивана Захаровича. Итак, приступим.

Детство

Иван Суриков родился в деревне Новосёлово (Ярославская губерния) в 1841 году. Отец мальчика жил в Москве. Туда он уехал на заработки, ещё будучи молодым. Сначала пришлось побыть подручным, а потом послужить приказчиком на рынке. В итоге отец Ивана открыл свою Захар Суриков лишь изредка приезжал в деревню, чтобы навестить родных.

Переезд в Москву

До девяти лет болезненный, слабый и тихий Иван прожил в деревне. Её спокойный, мирный, простой уклад и красота окрестностей произвели на будущего поэта неизгладимое впечатление. Спустя годы читатели смогут наблюдать в деревенские мотивы. Но это потом... В 1849 году Иван с мамой переехал в Москву к отцу. Мегаполис с его удушливым воздухом, отсутствием простора, грязью и шумом отрицательно подействовал на мальчика. Он ещё больше замкнулся в себе. На десятом году жизни родители отдали Ивана на обучение сёстрам Финогеновым из купеческого рода. Они научили будущего поэта церковной и гражданской азбуке, письму, чтению, религии и т. д. Едва освоив грамоту, маленький Суриков стал жадно «поглощать» книги. Причём он читал всё, что попадалось под руку. Это были и романы, и путешествия, и сказки, и жития святых и т. д.

Знакомство с поэзией

Вскоре биография Ивана Захаровича Сурикова пополнилась знаковым событием - мальчик впервые прочитал стихи. Это были басни Дмитриева, песни Цыганкова и ряд романов Мерзлякова. После прочтения данных произведений мальчик почувствовал едва различимое влечение к поэзии. Так как Иван обучался «на старинный лад», он не читал стихи, а распевал их. Этот «натуральный» способ Суриков использовал в будущем для проверки размера своих творений. И оставил он его только тогда, когда познакомился с теорией стихосложения. Живший по соседству чиновник Ксенофонт Добротворский ещё больше пристрастил мальчика к чтению. Он регулярно давал ему книги из своей библиотеки.

Первая работа и первый стих

Как только Иван Захарович Суриков, краткая биография которого известна всем любителям отечественной поэзии, достиг подросткового возраста, отец посадил юношу за прилавок. Его совершенно не интересовали увлечения мальчика. Но Иван не бросил чтения и продолжал заниматься им украдкой. Вскоре влечение юноши к поэзии выразилось конкретным произведением. Мальчик написал первый стих, на который его вдохновил произошедший в их доме пожар. Добротворский похвалил Сурикова и посоветовал ему продолжать. Вдохновлённый словами своего наставника, Иван сочинил несколько пьес в форме песентябрь.

Критика

К 1857 году Иван Захарович Суриков, краткая биография которого представлена в этой статье, написал целую тетрадь стихотворений. Мальчику едва минуло 16 лет. По совету друзей, он отнёс свои творения двум русским поэтам. Один из них принял тёплое участие и дал полезные советы. От второго же пришёл настолько неблагоприятный отзыв, что Иван впал в уныние. Тем не менее, юный поэт не забросил стихосложение, а лишь стал работать усерднее. Суриков совершенствовал звучность, плавность и форму своих произведений. И это дало свои результаты: в стихах появилась художественность и простота образов.

Разорение отца

Вскоре отец мальчика решил заняться расширением торгового дела. Биография Ивана Захаровича Сурикова гласит, что жизнь его с этого момента сделала новый виток. Несмотря на новую загруженность (отчётность и работу за прилавком), юный поэт смог выкраивать время на своё любимое занятие. Желая быстро разбогатеть, отец Ивана стал играть на скачках. Это привело к серьёзным убыткам. Захар запил, лишь усугубив положение. В итоге разорились обе его лавочки. Отцу мальчика пришлось уехать в деревню, а сам юный поэт устроился подручным к брату Захара.

Работа у дяди

Ивана Захаровича описывает этот период его жизни как довольно тяжёлый. Капризный и придирчивый дядя ещё больше загружал юного поэта работой. Ивану приходилось не только обслуживать покупателей, но ещё и развозить товары по заказчикам, а также подметать лавку. Свободного времени на любимое чтение и стихосложение почти не оставалось. Жизнь у дяди становилась просто невыносимой. В итоге Суриков продал всё имеющееся имущество и снял на Тверской маленькое помещение. Также он вместе с мамой занялся покупкой и продажей старого лома. Дело пошло особенно бойко, когда Иван, помимо железа, стал торговать каменным и древесным углём.

Обретение независимости

Став самостоятельным, поэт смог вернуться к своему любимому занятию. С начала 60-х биография Ивана Захаровича Сурикова пополнилась рядом важных событий. Одним из них стало знакомство с поэтом Плещеевым. Последний разглядел в молодом человеке талант и смотивировал его к дальнейшему самообразованию и творчеству. Несколько наиболее удачных стихов Плещеев отправил редактору журнала «Развлечения» Миллеру. Первое из них было опубликовано в 1863 году. Окрылённый успехом, Иван стал ещё строже относиться к созданию своих произведений. Плещеев помог ему в совершенствовании стиха и формы. Но вскоре в жизни молодого поэта настал кризис.

Трудный этап

Иван Захарович Суриков (краткая биография, для детей предназначенная, также подробно описывает этот период) потерял мать, а из деревни вернулся его отец. Он поселился у сына и вёл нетрезвый образ жизни. Потом Захар женился на раскольнице - сварливой женщине с тяжёлым характером. Иван не мог её терпеть и покинул дом. Для молодого поэта началась жизнь, полная скитаний, лишений и постоянных поисков работы. Суриков перепробовал несколько профессий: ученик в типографии, переписчик, подручный...

Новые публикации

Когда мачеха ушла, обобрав до нитки Захара, Иван вновь поселился у отца и занялся торговлей. Не забывал он и про перо. «Развлечения», «Иллюстрированная газета», «Воскресный досуг» - вот те издания, в которых публиковался Суриков Иван Захарович (биография для детей будет весьма интересной, если зачитать им хотя бы несколько отрывков из стихотворений, напечатанных в этих журналах). Талант и известность поэта росли в В 1871 году вышло первое собрание его сочинений, включающее 54 пьесы.

Кружок поэтов-самоучек

На этом краткая биография Сурикова Ивана Захаровича подходит к концу. Осталось раскрыть ещё пару важных моментов. Ивану всегда импонировали такие же самоучки, как он сам. Поэтому Суриков решил организовать соответствующий кружок, в который вошли Радиенов, Григорьев, Раззоренов, Дерунов, Кондратьев, Тарусин и др. Вместе они выпустили в 1872 году альманах «Рассвет». А в 1875-м увидело свет 2-е издание сборника стихов поэта. Об этом нам говорит любая биография Ивана Захаровича Сурикова. Для детей он, кстати, писал замечательные стихотворения. На середину 70-х пришёлся пик поэтической карьеры героя нашего повествования.

Последние годы

Это была вся биография Ивана Захаровича Сурикова. В последние годы жизни поэт оказался в тяжёлых условиях. Денег постоянно не хватало. Это подорвало его силы и здоровье. Серьёзно болеть Суриков начал с 1879 года. У поэта развивалась чахотка. 3-е издание его произведений принесло некоторые средства, и Иван Захарович поехал на них лечиться в Самарские степи. С этой же целью он прожил некоторое время в Крыму. Но лечение не помогло, чахотка прогрессировала. В апреле 1880 году поэт умер и был похоронен в Москве на Пятницком кладбище.

В 1910 году несколько российских литературных сообществ отпраздновали 30-летие со дня кончины Сурикова. По этому случаю на могиле поэта установили памятник.

Биография Сурикова Василия Ивановича - художника, писавшего картины на темы русской истории, хорошо известна не только отечественным искусствоведам. Его многофигурные полотна соединяют историю, романтику и живописное новаторство.

Красноярск

Мальчик родился в Красноярске зимой 1848 года в семье, которая происходила из казачьего рода, осваивающего Сибирь. Отцом Сурикова был губернский служащий. Ребенок постоянно вглядывался в лица людей, рассматривая, как лицо устроено, как расположены глаза, часами сидел и копировал старинные иконы. Так начиналась самостоятельная художественная биография Сурикова.

В восемь летмальчик начал учиться в приходском училище. Его способности к рисованию были замечены преподавателем, который начал с ним заниматься отдельно. И ребенок поверил, что сможет стать художником. Когда умер его отец, семья зажила бедно. Василий Суриков в одиннадцатилетнем возрасте уже давал уроки акварели в семье губернатора. В этом доме Сурикова познакомили с золотопромышленником, который решил помочь одаренному подростку. Ему выделили деньги и отправили в северную столицу. Таким образом началась биография Сурикова с неожиданного поворота, с отъезда в далекий город.

Петербург

В Академию художеств сразу поступить не удалось, так как не хватило умения, но, проучившись недолго на курсах по рисованию, Суриков все-таки поступил (1869 - 1875). Но когда закончилось обучение, большой золотой медали за свою работу молодой художник не получил. Зато ему представилась возможность переехать в Москву и начать работу по росписи на библейские темы для храма Христа Спасителя, который тогда строился. Так биография Сурикова сделала новый поворот.

Москва

Неожиданно Суриков полюбил Москву всей душой. Он часами мог гулять по ней, особенно под стенами Кремля, и восхищаться ею. В этих прогулках по вечерней Москве вдруг его обожгло желание написать картину на тему стрелецкой казни.

В это время художник жил очень скромно. У него не было своей мастерской, и картины он писал дома. Казнь стрельцов он написал на Красной площади, где стояли телеги. Стрельцы в белых рубахах с зажженными свечами. А кругом все их родные женщины: матери, жены, дети.

Вдали из голубоватого тумана вырастает громадный собор В 1881 картина была закончена и была представлена публике. Эту картину сразу купил Третьяков. Поэтому художник смог приступить к следующей работе.

«Боярыню Морозову» Суриков долго обдумывал, а тем временем написал маленькую, как он считал, работу «Меньшиков в Березове». Позировали для картины и жена, и знакомые. Биография Сурикова вошла в его полотно. Теперь мы знаем, как выглядела его любимая жена, которую он изобразил в виде дочери Меньшикова - Марии. сразу увидел блестящий колорит картины, а он действительно совершенен, и купил ее сразу же. На эти деньги Суриков с семьей поехал во Францию и Италию через Германию. Так биография Сурикова сделала новый виток.

Московский период

Вернувшись, Суриков приступает к работе над "Боярыней Морозовой". Протопоп Аввакум и боярыня, его ярая приверженица, пошли против нововведений Петра, за что и поплатились.

На жалких розвальнях по снегу увозят в фанатичную защитницу старой веры, поднявшей тонкую руку и осеняющей всех крестом двумя перстами. А вокруг стоят люди, которые смотрят на это по-разному. Всю возможную гамму чувств изобразил художник. Очень трудно далось художнику лицо боярыни, а также ему хотелось изобразить, что сани не стоят, а едут. В конце концов все удалось. По обеим сторонам саней стоят люди: с одной стороны защитники старой веры, с другой - новой. Картина - большое достижение художника как колориста. Прямо с выставки передвижников ее покупает Третьяков для своей галереи.

В Красноярске

После такой большой и сложной работы художник едет на родину, набраться новых сил. Но эта поездка ухудшила слабое здоровье его жены, и она умирает в 1888 году. Краткая биография Сурикова говорит, что это был сильнейший удар для художника. В это время он много читает Библию и размышляет.

Красноярск и Сибирь

Зимой 1890 года художник вновь возвращается в родной город и начинает работу над картиной «Взятие снежного городка». На масленичных забавах было принято строить облитую водой и обледеневшую, и через нее должен пробиться всадник на коне. Этот размах и удаль народа, его игру и всеобщее веселье захотел передать живописец.

Нежные оттенки снега и неба резко контрастируют с нарядным пестрым ковром. Он накинут на спинку саней. Так зарождается новая тема широкой души русского человека.

Художник посещает разные сибирские города и везде пишет этюды. Он собирает материал для новой картины, делает зарисовки для новой картины, пишет портреты хакасов, кунгуров. В эскизах для композиции дает расстановки и повороты фигур. Краткая биография Сурикова говорит о неустанной работе его всех душевных сил.

Москва

Ермаком не было завоевательной войной для России, а только оборонительной от набегов народов, населявших Сибирь. В результате получилось эпическое полотно, удивительно гармоничное и мужественное.

Все казаки спокойны. Они делают нужное дело. В других тревожных и неспокойных положениях изображены племена, которые сейчас должны вступить в бой. В левой части картины фигуры казаков и Ермака освещены так, что они кажутся рельефными, выступающими на общем фоне. Биография Василия Сурикова подтверждает, что предки художника участвовали в этих битвах.

Последняя крупная историческая картина - «Степан Разин» (1906-1910). Художник долго продумывал ее композицию, пока не отказался от изображения персидской княжны совсем.

Главной заботой художника было передать думы Разина, который сидит в струге на фоне безбрежной бескрайней Волги, слушая музыканта. Золотистый закат освещает вечернее небо. Лица казаков мужественны и красивы. Но им не дано понять, о чем задумался их атаман.

Художник редкостного таланта скончался в 1916 году. Он воплощал задуманное в огромных композициях с удивительными решениями в цвете и ритме. Такова краткая биография Василия Сурикова.

Суриков Иван Захарович (25.03.1841-24.04.1880), русский поэт.

Родился в д. Новоселово Ярославской губ., в семье оброчного крепостного, работавшего приказчиком в Москве.

Весной 1849 Суриков вместе с матерью переехал к отцу. Мальчик много читал, но родители всячески препятствовали его книжным увлечениям. Во 2-й пол. 50-х Суриков уже писал стихи, которые не дошли до нас: поэт их уничтожил.

К н. 1860-х относится первое выступление Сурикова в печати. А. Н. Плещеев помог молодому поэту напечатать стихи в журнале “Развлечение”. В эти же годы произведения Сурикова появляются в “Воскресном досуге”, “Иллюстрированной газете”. В сер. 60-х Суриков уходит от отца и работает переписчиком бумаг, наборщиком. Безденежье и неудачи тяжело отразились на его здоровье и заставили вернуться к отцу и приняться за торговлю. В 1871 выходит первый сборник его стихотворений. В сер. 70-х Суриков избирается членом Общества любителей российской словесности.

В поэзии Сурикова, наследовавшей традиции Кольцова, Никитина и Некрасова, отразились чувства и настроения городской бедноты и крестьян-тружеников. Многие стихотворения его по-настоящему лиричны и музыкальны. На его стихи писали музыку П. И. Чайковский, Ц. Кюи, А. Т. Гречанинов. Суриков по праву занимает заметное место среди поэтов некрасовской школы.