Отношение к терроризму в обществе. Актуальность проблемы терроризма Современное отношение к терроризму и его оценка


Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа п. Выкатной

Школьный тур конкурса «Ученик года - 2009»

Моё отношение к мировому терроризму

п. Выкатной

Моё отношение к мировому терроризму.

Пусть время стирает встречные лица,

Но в памяти будут вечно они,

Те жертвы терактов, те жертвы убийства,

И те, кто, увы не вернулся с войны…

Терроризм … Каждый человек может о нём рассказать, основываясь на терактах, происходящих в мире, и как это не печально, в нашей стране. Но сколько нужно историй, чтобы передать весь тот ужас, который испытывали люди, оказавшиеся заложниками террористов?

Наблюдая за современной молодежью, задумываешься, как же все-таки легкомысленно мы относимся к жизни! В наше время, мирное время, не надо заботиться о том, что ты завтра будешь есть, где спать. Вокруг все есть, мы живем полноценной жизнью. А вот представить хотя бы одного из нас на месте тех людей, которые были на башнях Всемирного торгового центра в Америке, под руинами взорванных жилых домов в Москве, в театральном центре на Дубровке. Сколько жизней было погублено, сколько судеб исковеркано! Задаешься вопросом: имели ли право, такие как Басаев, Радуев, Усама Бен Ладен отнимать у людей жизни? Кто давал им такое право? Ведь у них тоже были дети, жены, матери, родившие их на свет! Так что же это за люди, которые в силах ломать судьбы детей и матерей, жен и мужей? Какое у них сердце, и есть ли оно вообще? И стоит ли мировое первенство жертв стольких людей?

Кажется, вся наша планета содрогнулась от чудовищного злодейства, совершенного международным терроризмом в Нью-Йорке и Вашингтоне. Глазам миллиардов жителей Земли предстало зрелище, превзошедшее самую извращенную фантазию тех, кто пичкает нас фильмами ужасов. Казалось, что это были «крылатые ракеты», заряженные страшной, дотоле не применявшейся «взрывчаткой» - живыми людьми, которые торпедировали башни Всемирного торгового центра и здание Пентагона. Мы пока не знаем, сколько тысяч миров (ибо каждый человек представляет собой неповторимый, уникальный мир) было уничтожено, принесено в жертву безумию террора. Но человечество испытало шок, человечество было в смятении. Человечество внезапно увидело то, что, казалось, было навсегда повергнуто в прах еще в 1945 году… Гибель ни в чем неповинных людей, тем более такая трагическая и такая массовая гибель, безжалостно рвет самые чувствительные, самые болезненные струны нашей души. По большому счету жертвами жестокой акции, совершенной террористами в Нью-Йорке и Вашингтоне, являемся все мы, все мировое сообщество.
Сегодня для нашей страны задача борьбы с терроризмом является актуальной как никогда ранее.
И если в 1902-1907 гг. эсеровскими и иными террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов, включая убийства министров, депутатов Государственной Думы, жандармов, полицейских и прокурорских работников, то и итоги нынешней "кровавой пятилетки" могут оказаться не менее впечатляющими.
Отметим лишь, что уже к июлю 1991 г. в бывшем СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, в том числе более 100 военнослужащих и сотрудников МВД.
К счастью, терроризм не коснулся ни меня, ни моей семьи. У меня в семье никто не погиб. Конечно, так говорить нельзя. Правильнее говорить, что никто из моей семьи не пострадал от рук террористов.

В период с мая 1994 года только на территории России произошло около 70 террористических актов, вот некоторые из них:

Взрыв жилого дома на улице Гурьянова в Москве.

Взрыв жилого дома на Каширском шоссе в Москве.

Взрыв жилого дома в Волгодонске.

2000 год - гибель 6-й роты Псковской воздушно-десантной дивизии под Улус - Кертом.

2002 год - захват заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве.

2003 год - теракт в Знаменском, Чечня.

2003 год - теракт в Тушине, Москва.

2003 год - взрыв у кафе на 1-й Тверской- Ямской улице, Москва.

2003 года - теракт у гостиницы «Националь» в Москве.

2004 года - теракт в Московском метрополитене на перегоне «Автозаводская» -- «Павелецкая».

Мы никогда не забудем, какая ужасная трагедия случилась в Северной Осетии в Беслане 1 сентября 2004 года. Теперь в российском календаре стало на одну чёрную дату больше. Но эта дата будет одной из самых чёрных потому, что в этот праздничный день погибли дети в священном месте - в школе. Невинные дети, которые являются самым дорогим, что есть в этом Мире. Они погибли от позорных пуль в спину полулюдей - полуволков. Но им надо помнить, что и на них всегда найдётся управа

Список терактов, к сожалению, можно продолжать достаточно долго. Данные события никого не оставили равнодушными. Для кого-то они стали настоящей трагедией, для кого - то лишним поводом для политических баталий. Они заставили весь мир задуматься. Никто не может предугадать, где террористы нанесут свой следующий удар и сколь страшным он будет.

По статистике в мире один раз в два дня происходит теракт, в результате которого гибнут невинные люди. Число терактов неуклонно растет с каждым годом. Растет жестокость. Растет число жертв. Растет подготовленность, организованность террористов. Каждый последующий террористический акт всегда страшнее предыдущего.

Почему гибнут невинные люди, как можно предотвратить терроризм, как с ним бороться?

Вопрос этот не случаен, так как относится к категории «вечных». Это и является одной из самых важных проблем, которая меня волнует.

В разные исторические времена проблема мирового терроризма вставала на повестку дня. Многие общественные деятели, которых не оставляла мысль о примирении народов, предлагали свои варианты решения этого вопроса.

Попробуем разобраться, чем отличаются террористы от обычных преступников? Чем объясняется их жестокость? И вот что я узнала

Оказывается, они преследуют политические, а не криминальные цели. Цель террористов - изменить существующий политический порядок или строй.

Их действия носят преднамеренный характер: атаки планируются заранее и не совершаются импульсивно или спонтанно.
Главной целью террористов являются гражданские лица, гражданские, а не военные цели. Интересно с чем это связано, не с тем ли, что на простых жителей легко напасть? У мирных людей нет оружия, как у солдат и полицейских, и нет охраны, как у политиков и крупных бизнесменов, кроме того, террористам безразлично, кто погибнет на вражеской территории: военные или мирное население.

Подобные действия совершают группы, а не государства или армии.

Прочитав литературу, я узнала, что многие американские эксперты склоняются к мнению, что терроризм - это не отдельный феномен, а метод достижения целей. То есть уничтожить терроризм невозможно, как невозможно, например, запретить использование артиллерии или политических митингов. Ряд государств мира, включая Ирландию, Алжир, Тунис и Израиль, добились независимости, в том числе, благодаря использованию террористических методов борьбы. Согласна ли я с этим высказыванием? Категорически нет! Прошу обратить внимание, что в нашей стране терроризм приобрел поистине угрожающие масштабы только с конца 60-х годов. Первые массовые теракты были совершены во второй половине 90-х годов после распада СССР, хотя за период с 1970 по 1985 годы в Европе совершено около 3000 терактов, в Латинской Америке - 1573, на Ближнем Востоке - 1330, в Северной Америке - 448. А что касается достижения целей, то многие государства, отказываются вести переговоры с террористами и идти им на уступки.

И сегодня, люди по разному смотрят на терроризм:
одни предлагают считать террористов обычными уголовниками, а их действия рассматривать как уголовные преступления, так как террористы совершают убийства, похищения, угоны самолетов, то есть действия, которые рассматриваются как преступления внутренним и международным правом, другие предлагают рассматривать терроризм, как военные действия, как разновидность войны.

Я же считаю, что терроризм объединяет в себе и то и другое: он в чем-то аналогичен уголовному преступлению, имеет сходство с военными действиями, но обладает определёнными специфическими чертами.

Мне показалось важным привести выдержки из высказываний людей, которые я нашла в интернете в чатах по теме «Терроризм в России».

«Весь терроризм пошёл от США. А именно - подготовка диверсантов \- террористов в Афганистане (самое яркое доказательство). По существу американцы сами создали базы подготовки этих террористов, .лет 15-20 тому назад....»

«Если мы кинемся всё жечь, то мы сами станем террористами. Это не выход».

«Терроризм рожден людьми и умрет только с нами».

«Как победить терроризм в стране, в которой все покупается и продается?»

Мы видим, что мнения по поводу борьбы с терроризмом – очень разные, но не один человек не остался равнодушным, каждый предложил свой способ борьбы. Мне больше всего близки слова последнего человека – действительно, «Бороться надо не столько с исполнителями, сколько с теми, кому это выгодно».

Однако я была поражена следующей информацией:

Впервые за последние несколько лет в России был проведен масштабный опрос, который по заказу министерства образования провёл НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского университета в конце 2003- начале 2004 года.

Посвящен он был отношению молодежи к терроризму и национализму.

В исследовании приняли участие 1500 человек - школьники, студенты, курсанты военных училищ, учащиеся ПТУ и работающая молодежь. Опрос проводился в больших и малых городах России - от Лодейного Поля до Красноярска. Возраст опрашиваемых - от 16 до 26 лет.

Полученные цифры, на мой взгляд, могут шокировать. Так, почти каждый десятый сталкивался - прямо или косвенно - с терроризмом или его последствиями. При этом 37% молодых людей заявили, что "в чем-то поддерживают" экстремистские партии и движения, и еще 6% были бы не против в них вступить. 29% тинэйджеров (по возрасту - самых молодых из опрошенных), не смущаясь, признают, что считают себя "скорее националистами, чем интернационалистами". А каждый десятый не побоялся заявить, что смог бы участвовать в националистических погромах, если ему за это заплатят.

Ответы на вопросы, выясняющие отношение молодых к терроризму, - не менее ошеломляющие. Социологи смоделировали вполне обыденную для современной действительности ситуацию: молодой человек оказывается в гостях, где среди приглашенных случайно узнает известного всему миру террориста. Что делать? "Подсказки" предлагали несколько вариантов ответа. Вариант "сообщу в милицию" выбрали только 26%. Действия и эмоции остальных 74 процентов колеблются от "сожаления, что попал в такую компанию" до откровенной радости.

Еще один тревожный факт, установленный социологами. Оказалось, что у многих молодых людей - прекрасно знающих и о теракте 11 сентября, и о взрывах в Мадриде и в московском метро - до сих пор нет четкого, однозначного представления о том, кто же такой террорист. Лишь 16% юных россиян считают террористов преступниками. На прямой вопрос - "как вы лично относитесь к терроризму?" - 35% молодых людей ответили, что "у террористов может быть оправдание" (социологи называют это "оправдательным синдромом"), еще 5% уверены, что "их действия иногда бывают полезными". И едва больше половины - 58% - считают, что с террористами нужно вести борьбу на уничтожение. Эти данные говорят о том, что нашей молодёжи всё равно, что происходит в мире и даже в нашей стране. Когда я выбирала эту тему для сочинения, я была убеждена, что большинство людей однозначно осуждают терроризм, но когда я стала изучать документы, оказалось, что мнения по этому вопросу разные.

Я была удивлена тому, что терроризм оправдывают не только преступники, не только те, которые всегда против всего и всех, но и нормальные молодые люди, и даже больше того – они не скрывают этого и пишут о своей поддержке и оправдании терроризма, хотя сейчас как мы знаем, автора любого сообщения в интернете можно вычислить.

Террористы стали все чаще захватывать и убивать заложников. Если ранее их главной целью были военнослужащие, сотрудники спецслужб, политики и крупные бизнесмены, то теперь заложниками, в основном, становятся совершенно обычные люди. Кроме того, становится все более популярной казнь заложников, часто совершаемая в особо жестокой форме, и распространение фото- и видеоматериалов, демонстрирующих момент казни.

При этом терроризм изменился. Если в 1970-е годы террористы стремились лишь к максимальной рекламе, а их акции не сопровождались большим количеством жертв, то в 1990-е годы и в начале 21 века ситуация стала принципиально иной. Террористы ныне организовывают массовые убийства. Особенно это касается религиозных террористических групп, члены которых в равной степени не дорожат своими жизнями и жизнями невинных граждан.

Подводя итог – хочу сказать, терроризм - это наш коллективный враг, и черта под ним должна быть подведена. Нам следует использовать свою огромную экономическую мощь, чтобы полностью изолировать и разрушить страны, предоставляющие убежище террористам. Необходимо осознать, что террористы не могут существовать в дюнах пустынь или в глубинах Средиземного или Красного морей. Им нужно место, где можно было бы планировать свои акции, тренироваться, есть, пить и спать. Они нуждаются в фальшивых документах, оружии, взрывчатке, банковских счетах и тысяче других вещей, которые им может предоставить только государство, помогающее им совершать то, что они совершали.
С каждым разом масштаб жертв и разрушений становится все больше. Россия пережила период, когда терроризм пришел в наши дома. И никто не застрахован от повторения трагедий. Мир должен объединить усилия в справедливой борьбе. Теракты в Америке показали, что политика двойных стандартов обречена на катастрофу. Это закономерный результат потакания террористам со стороны великих держав.

Заключение

Я убеждена, что победить терроризм можно лишь общими усилиями всех стран мирового сообщества. Необходимо объединиться людям всего мира, чтобы обеспечить безопасность общества.

Пора перестать делить террористов на "хороших" (то есть борцов за независимость и освободителей родной земли от захватчиков) и "плохих" (то есть совершающих теракты на территории США, Израиля, стран Западной Европы, России) . Терроризм - наша общая беда и проблема.

Нужно помнить, что у терроризма нет, и не может быть национального лица, религии, что не может быть целей, которыми можно оправдать действия террористов.

Необходимо ужесточение сроков наказаний, предусмотренных за терроризм, как в нашей стране, так и во всем мире, вплоть до смертной казни и пожизненного заключения.

Чтобы террористы не имели финансов необходимо заморозить их финансирование и считать это преступлением.

Таким образом, отношение к мировому терроризму у каждого человека своё, и оно зависит, на мой взгляд, от наличия или отсутствия у человека души, от умения воспринимать чужую боль, от того стал ли терроризм для нас сегодня нормой.

Хочется верить, что все-таки люди, как существа разумные, в конце концов, научатся договариваться между собой мирным путем, не создавая угрозы для собственной жизни и жизни всего мира.

PS: во время написания сочинения, произошёл ещё один теракт на территории нашей страны. В пятницу 28 ноября 2009 года подорван скоростной поезд Санкт-Петербург – Москва…, погибли люди.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

На тему: «Терроризм - угроза обществу»

Москва, 2012

Введение

1. Терроризм как явление

1.1 Понятия «терроризм» и «террор»

1.2 Условия возникновения терроризма

1.3 Типология и классификация

1.4 Формы и методы терроризма

2. Отношение к терроризму в обществе

2.1 Этика терроризма

2.2 Отношение к терроризму в обществе

2.3 Влияние СМИ на терроризм

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости.

Проявление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту.

Масштабность и жестокость проявления современного терроризма, необходимость непрерывной борьбы с ним прежде всего правовыми методиками, подтверждает актуальность данной темы.

Изучению вопроса международного терроризма посвящены работы таких ученых, как: книга швейцарского исследователя Т.Деникера "Стратегия антитеррора"; книга французского исследователя Робера Сале "Террористический вызов", книга западногерманской исследовательницы И.Беккер "Дети Гитлера", книга польского исследователя А.Бернгарда "Стратегия терроризма"; книга венгерской исследовательницы Е.Ангел "Мифы потрясенного создания" и целый ряд других авторов.

Однако, терроризм, как глобальная проблема, требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением. Целью данной работы является изучение и анализ природы терроризма, его негативных последствий в развитии мирового сообщества, изучение явления терроризма в международных и национальных конфликтах; а также современное состояние борьбы с терроризмом на международной арене.

1. ТЕРРОРИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ

1.1 Понятия «терроризм» и «террор»

Терроризм(Terrorism) - один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.

Суть терроризма - насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия - отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия - власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того - частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения. Цель насилия - добиться желательного для террористов развития событий - революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Определение терроризма представляется непростой задачей. Формы и методы террористической деятельности существенно менялись со временем. Это явление имеет устойчивую негативную оценку, что порождает произвольное толкование. С одной стороны, существует тенденция неоправданно расширенной трактовки, когда некоторые политические силы без достаточных оснований называют террористами своих противников. С другой - неоправданного сужения. Сами террористы склонны называть себя солдатами, партизанами, диверсантами в тылу противника и т.д. Отсюда трудности как юридически - правовых дефиниций, так и общетеоретического осмысления терроризма.

Законодатели разных стран не пришли к единому определению терроризма. Исследуя и обобщая деяния и признаки составов преступлений террористической направленности, записанных в Уголовных кодексах государств - участников СНГ, В.П.Емельянов конструирует следующее определение терроризма: терроризм - это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

Терроризм связан с более общим, родовым для него понятием террора. Террор - способ управления обществом посредством превентивного устрашения. К этому способу политического действия могут прибегать как государство, так и организации (или силы) ставящие перед собой политические цели. Многие годы тактика превентивного устрашения, вне зависимости от характера субъекта террористического действия, обозначалась общим понятием террор. В 1970-1980-х сложилось терминологическое различение террора и терроризма. Сегодня «террор» трактуется как нелегитимное насилие со стороны государства по отношению к обществу в целом либо к диссидентам и оппозиции. «Терроризм» - практика нелегитимного насилия, реализуемая противостоящими государству силами и организациями.

Террор опирается на насилие и достигает своих целей путем демонстративного физического подавления любых сколько-нибудь активных противников с тем, чтобы запугать и лишить воли к сопротивлению всех потенциальных противников власти. Важно подчеркнуть, террор - политика превентивного насилия и это отличает его от самых жестких репрессий по отношению к нарушителям законов. К террору прибегает власть, стремящаяся радикальным образом изменить существующий порядок вещей. В таких случаях, как иностранное завоевание, или социальная революция, или утверждение авторитаризма в обществе с демократическими традициями - то есть всякий раз, когда политическая реальность изменяется радикально, и эти перемены неизбежно вызывают сопротивление значительной части общества - в арсенале политических стратегий новой власти лежит политика террора.

Обязательное условие терроризма - резонанс террористической акции в обществе. Терроризм принципиально декларативен. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл.

Это отличает террористический акт от таких близких явлений, как диверсия или политическое убийство. Диверсия - силовая акция подрывного характера осуществляемая спецслужбами государства. Диверсия ценна непосредственным уроном противнику, общественный резонанс операции не интересует диверсанта и даже опасен. В идеале диверсия имитирует техногенную катастрофу, несчастный случай или силовую акцию, совершенную другой силой. Такие диверсии, как политические убийства, совершенные спецслужбами, реальные исполнители предпочитают сваливать на ложных виновных.

Общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца.

Терроризм представляет собой наиболее опасный (по критерию вложенные ресурсы / полученный результат) способ политической дестабилизации общества. Такие способы дестабилизации как военная интервенция, восстание, развязывание гражданской войны, массовые беспорядки, всеобщая забастовка и др. требуют значительных ресурсов и предполагают широкую массовую поддержку тех сил, которые заинтересованы в дестабилизации. Для разворачивания кампании террористических актов достаточно поддержки дела террористов сравнительно узким слоем общества, небольшой группой согласных на все крайних радикалов и скромных организационно-технических ресурсов. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую систему государства. Юристы относят террористические действия к категории «преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства».

Согласно общему мнению правоведов, терроризм в любых своих формах является наиболее общественно опасным из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством (в санкциях статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступление террористического характера, должно быть самое суровое наказание, из всех видов наказаний предусмотренных уголовным законом).

1.2 Условия возникновения терроризма

Терроризм не относится к повсеместным явлениям. Использование этой тактики предполагает набор социокультурных и политических характеристик общества. Если эти характеристики отсутствуют, тактика терроризма реализована быть не может.

Теракт требует общенациональной, а в идеале глобальной аудитории. Из этого следует первое условие возникновения терроризма - формирование информационного общества. В своих современных формах терроризм возникает в XIX в. в Европе. То есть там, где возникает общество, регулярно читающее газеты. И далее, чем мощнее становятся средства массовой информации, чем более пронизывают собой общество, чем выше их роль в формировании общественных настроений - тем шире волна терроризма. По мере того, как привычка читать газеты и журналы дополняется привычкой слушать радио, смотреть телевизор, «сидеть» в интернете, растет поле потенциального воздействия терроризма на общество, ширятся его возможности. Здесь значимы как технологические, так и политические предпосылки. Тоталитарные режимы, располагающие технологическими аспектами информационного общества (фашистская Германия, СССР, Северная Корея), но при этом блокирующие свободный обмен информацией полицейскими методами, не так уязвимы для терроризма.

Второе условие возникновения терроризма связано с природой технологии и законами развития технологической среды человеческого существования. Суть дела в том, что по мере разворачивания научного и технического прогресса, техногенная среда становится все более сложной и уязвимой. Развитие техники дает человеку возможность точечно разрушать социальную, технологическую и природную среду.

Для разрушения какого-либо материального объекта необходима энергия, равная или соотносимая с энергией, необходимой для создания этого объекта. В древности разрушение плотины или пирамиды потребовало бы значительного числа людей и достаточно длительного времени, а такое действие не осталось бы незамеченным. Развитие технологии позволило аккумулировать энергию и точечно использовать ее для разрушения предметной или природной среды. Кинжал и арбалет уступают место динамиту, винтовке с оптическим прицелом, гранатомету, компактной ракете класса «земля-воздух» и т.д.

Технологическая среда становится все более плотной и более уязвимой. Возможности государства блокировать деятельность террористов в каждой точке социального пространства в любой произвольный момент оказываются ниже возможностей злоумышленников нанести удар. В современном мире техногенные катастрофы происходят и безо всякого вмешательства террористов.

Третье существенное условие возникновения терроризма связано с размыванием традиционного общества и формированием общества модернизированного, ориентированного на либеральные ценности. Терроризм возникает тогда, когда на смену традиционной культуре приходит общество, знакомое с концепцией общественного договора. Либеральные ценности и идеи общественного договора дают представление о гарантированности человеческой жизни и ответственности власти перед гражданами.

Теракты громогласно возвещают о том, что власть не способна гарантировать жизнь, здоровье и спокойствие граждан; следовательно, власть ответственна за это. Здесь - суть механизма политического шантажа, который используют террористы. Если же общество никак не реагирует на акции террористов, или объединяется вокруг власти предержащей, то терроризм утрачивает всякий эффект.

Четвертое условие терроризма - реальные проблемы, возникающие в ходе исторического развития. Они могут иметь самое разное измерение - политическое, культурное, социальное. В благополучной стране возможны одиночные акты психически неуравновешенных маргиналов, но терроризм как явление слабо выражен. Самые частые основания терроризма - сепаратизм и национально освободительные движения, а также религиозные, этнические, идеологические конфликты. Терроризм - явление, присущее кризисным этапам модернизационного перехода. Характерно, что завершение модернизационных преобразований снимает основания для терроризма.

Терроризм возникает на границах культур и эпох исторического развития. Самый яркий пример этого - ситуация в Израиле и Палестинской автономии, где исламский мир сталкивается с выдвинутым вглубь Азии форпостом европейской цивилизации, и глубоко традиционное палестинское общество соприкасается с модернизированным обществом Израиля. Культурно и стадиально однородные общества (Голландия, Швейцария) более защищены от терроризма.

Терроризма нет, и не может быть в тоталитарных и авторитарных обществах. Здесь нет условий его возникновения, а любые проявления антигосударственной деятельности чреваты террором против целых регионов, народов, конфессий или социальных категорий. В равной степени, терроризм не эффективен в распадающихся странах, где власть рассыпалась и не контролирует общество - таких как Сомали или Афганистан.

Терроризм возможен при условии сочувствия делу террористов хотя бы части общества. В отличие от диверсантов - специально подготовленных профессионалов, которые могут работать во враждебном окружении - террористы, так же как и партизаны, нуждаются в поддержке среди населения. Утрата этой поддержки ведет к угасанию террористической деятельности.

Терроризм является индикатором кризисных процессов. Это - аварийный канал обратной связи между обществом и властью, между отдельной частью общества и обществом в целом. Он свидетельствует об остром неблагополучии в некоторой зоне социального пространства. В этом отношении, терроризм не имеет чисто силового, полицейского решения. Локализация и подавление террористов - лишь часть борьбы с этим злом. Другая часть предполагает политические, социальные и культурные преобразования, которые снимают основания для радикализации общества и обращения к терроризму.

1.3 Типология и классификация

Учитывая бесконечное многообразие, смыкание и переплетение различных форм терроризма, его классификация является непростой задачей.

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:

1. Неорганизованный или индивидуальный.

В этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация. Индивидуальный терроризм наиболее редкое явление в современном мире.

2. Организованный, коллективный - террористическая деятельность планируется и реализуется специальной организацией. Организованный терроризм - самый распространенный современном мире.

По своим целям терроризм делится на:

1. Националистический - преследует сепаратистские или национально освободительные цели.

2. Религиозный - связан либо с борьбой приверженцев одной религии с приверженцами другой, либо преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную.

3. Идеологически заданный, социальный - преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны. Иногда это вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат - анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый» терроризм и др.

Однако преследуемые цели могут переплетаться. Так, использующая методы терроризма «Курдская рабочая партия» преследует цели создания национального государства и одновременно - социального преобразования общества в духе марксизма.

Помимо этого, существуют движения, не укладывающиеся в предложенные классификации. К примеру, террористическая группировка «Мы, кто строили Швецию», протестовавшая против проведения в Швеции Олимпийских игр, провела ряд взрывов на спортивных объектах в 1997г.

1.4 Формы и методы терроризма

Анализируя методы террористической деятельности, исследователи выделяют:

1. Взрывы государственных, промышленных, транспортных, военных объектов, редакций газет и журналов, различных офисов, партийных комитетов, жилых домов, вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и т.д.

2. Индивидуальный террор или политические убийства - чиновников, общественных деятелей, банкиров, сотрудников правоприменяющих органов и т.д.

3. Политические похищения. Как правило, похищают крупных государственных деятелей, промышленников, журналистов, военных, иностранных дипломатов и т.д. Цель похищения - политический шантаж (требования выполнения определенных политических условий, освобождения из тюрьмы сообщников, выкуп и т.д.)

4. Захват учреждений, зданий, банков, посольств и т.д., сопровождающийся захватом заложников. Чаще всего за этим следуют переговоры с представителями властей, но история знает и примеры уничтожения заложников. Обладание заложниками позволяет террористам вести переговоры «с позиции силы». Сегодня это одна из наиболее распространенных форм терроризма.

5. Захват самолетов, кораблей или других транспортных средств, сопровождающийся захватом заложников. Эта форма террористической деятельности получила широкое распространение в 1980-х.

6. Ограбление банков, ювелирных магазинов, частных лиц, взятие заложников с целью получения выкупа. Грабежи - вспомогательная форма террористической деятельности, обеспечивающая террористов финансовыми ресурсами.

7. Несмертельные ранения, избиения, издевательства. Эти формы террористического нападения преследуют цели психологического давления на жертву и одновременно являются формой так называемой «пропаганды действием».

9. Использование отравляющих веществ и радиоактивных изотопов.

Арсенал методов и форм терроризма постоянно расширяется. Сейчас уже говорят о компьютерном терроризме. В принципе, любые инфраструктуры общества, любые промышленные объекты, технологические структуры, хранилища отходов, повреждение которых чревато экологическими катастрофами, могут стать объектом атаки террористов.

2. ОТНОШЕНИЕ К ТЕРРОРИЗМУ В ОБЩЕСТВЕ

2.1 Этика терроризма

терроризм общество насилие угроза

Проблема этики возникает в террористическом движении с самого начала. Ко времени возникновения терроризма (начало XIX в.) существовал этический кодекс тираноборчества, согласно которому, деспот должен быть поражен кинжалом, а убийца не пытается скрыться с места преступления.

Среди основных проблем этики терроризма - проблема оправдания террора и проблема критериев допустимости терактов, как средства политической борьбы. Теоретики и идеологи терроризма исходили из доставшейся им в наследство тираноборческой установки. Они начинали с того, что террор допустим в обществах с тираническим режимом, не дававших своим гражданам возможностей легальными способами (в рамках парламентского процесса и демократических процедур) бороться за утверждение своих идеалов и переустройство общества. Логика исторической эволюции терроризма вела идеологов движения к тому, что все и любые правительства, и авторитарные, и демократические объявлялись сатрапами и кровавыми диктатурами. Утверждается принцип революционной необходимости, согласно которому все средства хороши, если они служит делу свержения «антинародного режима».

Не менее существенна проблема случайных жертв терактов. Практика терроризма начиналась со стремления избегать и минимизировать случайные жертвы. Однако логика террористической борьбы двигала боевиков ко все большим жертвам.

Соответственно, идеологи терроризма стали развивать тезис о допустимости и оправданности любых, в том числе и случайных жертв. Последние объявляются «буржуями» («неверными», «инородцами») или их «прислужниками». Побеждает идея, что все, кто терпит эту власть, ответственны за нее. Они исправные налогоплательщики, с их согласия и на их деньги существует эта власть, они ее слуги и т.д. Есть и другой ответ - в гибели случайных жертв виновата власть, с которой борются террористы.

2.2 Отношение к терроризму в обществе

Отношение к терроризму зависит от меры консолидации общества вокруг политических целей террористов, от укорененности в этом обществе либеральных и гуманистических ценностей (цены человеческой жизни), от уровня правосознания.

Если за терроризмом стоит реальная проблема - социальная, культурная, политическая, то некоторый сегмент общества, чувствительный к этой проблеме, будет сочувствовать если не методам террористов, то целям или идеям, которые они защищают. Внутри этого сегмента терроризм находит поддержку, вербует кадры. Без поддержки хотя бы частью общества террористические движения угасают. Соответственно, разрешение острых проблем снимает раскол в обществе и лишает террористические движения необходимой социальной базы.

Общество, столкнувшееся с терроризмом, как правило, переживает эволюцию своего отношения к этому явлению. Возникновение терроризма раскалывает население. Одни отвергают терроризм целиком и полностью, другие допускают в определенных ситуациях, третьи принимают и оправдывают. По мере разворачивания терроризма, общество сталкивается с последствиями актов террора, видит страдания жертв. Эта информация усиливает негативное отношение к терроризму. Группа оправдывающих и допускающих терроризм последовательно сужается. К моменту изживания явления, моральное неприятие терроризма становится абсолютно доминирующим, образ террориста - негативным, круг поддержки - крайне узким.

На отношение людей к терроризму в любой стране мира влияет общеисторическая эволюция оценки этого явления. Отношение к терроризму претерпевало изменение и в рамках всемирно-исторического процесса. Терроризм родился в Европе. На первых этапах своей истории образ террориста для значительной части общества срастался с образом борца за свободу, национальную независимость, социальную справедливость. В начале XX в. государственная поддержка движений, использующих тактику терроризма в странах потенциального или актуального противника рассматривалась многими правительствами как нормальная практика. Затем государства, приверженные либеральным ценностям, отказываются от этой практики. В межвоенный период и, особенно, после Второй мировой войны, спонсирование терроризма становится исключительным достоянием агрессивных режимов, озабоченных задачами идеологической и политической экспансии.

В 1960-1970-х формируется система международного терроризма. С этого времени разворачивается процесс осознания терроризма как безусловной опасности, угрожающей основаниям международной стабильности. Соответственно, изменяются общественные настроения. Сегодня в информационной и культурной панораме обществ, принадлежащих евроатлантической цивилизации, оправдание терроризма, героизация образа террориста становится признаком крайнего маргинализма.

Ныне центры терроризма сместились на неевропейские пространства. Обществам Востока еще предстоит пройти эволюцию своего отношения к терроризму и осознать его как абсолютно преступную и аморальную практику.

2.3 Влияние СМИ на терроризм

Главный вывод, давно сделанный учёными: терроризм возник вместе со СМИ и связан с ними неразрывно. Современный терроризм - родной брат телевидения. Он не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило бы в каждый дом. Сегодня телевидение России - соучастник террористов, оно вдумчиво и творчески делает именно то, что требуется террористам - рассказывает о них и показывает результаты их деятельности.

Это приводит к интересным эффектам массового поведения. Давно установлен один из феноменов СМИ - у созданной с их помощью славы нет знака «плюс» или «минус». Поэтому террористы становятся такими же телевизионными героями, как

и спортсмены или звёзды шоу-бизнеса, а героям принято подражать. Отсюда - эпидемии подражательного поведения, охватывающие общество почти сразу же после резонансных событий, широко освещаемых СМИ.

Таким образом, проблема определения роли и места СМИ в борьбе с терроризмом (а позиция «стороннего наблюдателя» для них в кризисных ситуациях вряд ли уместна) требует участия в её разрешении как редакторов и журналистов, так и юристов, в конце концов - всего общества, которое сейчас всё чаще становится коллективным заложником в руках террористов.

Если бы СМИ не освещали так называемые «символические» акты, то подобные акции потеряли бы всякий смысл.

Помимо массового подражания широкое освещение деятельности террористов в СМИ вызывает и другие социально-психологические эффекты. Например, Бен Ладен сегодня стал одним из секс-символов мирового уровня.

Работа СМИ по освещению действий террористов таит в себе и другие опасности:

1.Своего рода «возвеличивание» преступников и их действий (в зависимости от того какое место отводилось им в публикациях)

2.Опасность вызвать к активной деятельности подражателей

3.Возможное влияние интервью с преступниками на проводимые полицией переговоры

4.Взятие интервью у детей - жертв террористов

5.Постоянное рассекречивание размещения, численности и оснащения полиции, пытающейся разрешить инцидент

6.Ненужное травмирование родных и близких жертв

7.Потенциальное воздействие на ход предстоящего судебного процесса

Разумеется, террористические организации существовали и задолго до появления телевидения и вообще средств массовой информации - тогда количество людей, читавших газеты, было вообще ничтожно. И в те времена террористы учитывали демонстрационный эффект: они стремились воздействовать не столько на население в целом, сколько на государство, точнее на его правящие круги, которым они объявляли войну. Это объясняется тем, что «старый» терроризм носил классовый или псевдоклассовый, довольно узкий политический характер: достаточно вспомнить российских народовольцев и эсеров. После первой мировой войны на первый план вышли этнические мотивы терроризма.

Ярким примером терроризма, имеющего яркую этническую окраску, может служить «время беспорядков» (Troubles), как называют в Северной Ирландии длящуюся там десятилетия междоусобную войну, в которой с жестокостью и беспощадностью убивают друг друга так называемы paramilitaries с обеих сторон - католическая Ирландская республиканская армия и отряды протестантов лоялистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международный терроризм является одной из наиболее опасных угроз современной цивилизации. Пути искоренения этого явления еще определяются международным сообществом, хотя уже сейчас делается многое. Масштабы распространения терроризма приняли такой характер, что ни одна страна мира не имеет полной гарантии от совершения на ее территории террористических актов. В связи с этим наряду с самыми эффективными внутренними мерами, направленными на предотвращение террористической деятельности, необходимо рассматривать эту проблему как имеющую глобальный характер и соответственно строить стратегию борьбы с ней. Без самого тесного международного сотрудничества, направленного на комплексное солидарное противодействие всех субъектов международной жизни новым угрозам и вызовам, будущее человечества вряд ли сможет соответствовать нашим ожиданиям.

ЛИТЕРАТУРА

1.http//www.krugosvet

2.Хлобустов О. Средства массовой информации и насилие в обществе

3.Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма. Общественные науки и современность. - 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исторические корни терроризма. Терроризм как форма и способ насильственного разрешения конфликта. Терроризм XX века. Методы борьбы с терроризмом. Федеральный законе РФ "О борьбе с терроризмом". Формы политически мотивированного насилия.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2004

    Терроризм как крайняя форма насилия или угроза насилия. Основные типы терроризма. Международный терроризм. Главный субъект международного терроризма – террористические группы или организации. Деятельность международных террористических организаций.

    презентация , добавлен 16.05.2012

    Понятие терроризма как специфической формы политического насилия. Основные цели и мотивы террористических актов. Характеристика трех сторон конфликта теракта. Обзор наиболее известных экстремистских организаций. Государственные меры против терроризма.

    презентация , добавлен 15.02.2012

    Современные подходы и оценки терроризма. Терроризм в национальных и международных конфликтах. Классификация терроризма на виды по целям и характеру субъекта террористической деятельности. Основные формы терроризма. Терроризм как форма классовой борьбы.

    реферат , добавлен 16.05.2010

    История Великобритании и Ирландии. Фундамент ирландского национализма. Терроризм как глобальная проблема современности. Республиканские традиции насилия. Участники фенианского движения, выступающие за независимость. Идея политического мученичества.

    реферат , добавлен 09.08.2009

    Терроризм - специфическое явление общественно-политической жизни. Причины и факторы терроризма. Сущность международного терроризма. Ядерный терроризм как наиболее опасная его разновидность. Современный биологический терроризм. Развитие кибертерроризма.

    реферат , добавлен 24.11.2011

    Понятие терроризма и его современные разновидности. Терроризм - методологические проблемы его изучения. Основные разновидности современного терроризма. Современный международный терроризм. История возникновения исламских террористических организаций.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2009

    Понятие "терроризма" и его разновидности (формы). Классификация и направления террористической деятельности. История терроризма как специфического явления общественно-политической жизни. Развитие "международного терроризма" в 90-х годах XX века.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2012

    Терроризм: понятие, сущность и история его возникновения. Классификация терроризма по социальной направленности и по сфере деятельности и средствам. История зарождения и развития терроризма в России. Российское законодательство в отношении терроризма.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2012

    История возникновения терроризма. Классификация терроризма по объекту направленности и цели. Субъекты терроризма и их характеристика. Использование террористическими организациями крайне жестоких форм и методов борьбы и увеличение финансовых источников.

Проблема этики возникает в террористическом движении с самого начала. Ко времени возникновения терроризма (начало XIX в.) существовал этический кодекс тираноборчества, согласно которому, деспот должен быть поражен кинжалом, а убийца не пытается скрыться с места преступления.

Среди основных проблем этики терроризма - проблема оправдания террора и проблема критериев допустимости терактов, как средства политической борьбы. Теоретики и идеологи терроризма исходили из доставшейся им в наследство тираноборческой установки. Они начинали с того, что террор допустим в обществах с тираническим режимом, не дававших своим гражданам возможностей легальными способами (в рамках парламентского процесса и демократических процедур) бороться за утверждение своих идеалов и переустройство общества. Логика исторической эволюции терроризма вела идеологов движения к тому, что все и любые правительства, и авторитарные, и демократические объявлялись сатрапами и кровавыми диктатурами. Утверждается принцип революционной необходимости, согласно которому все средства хороши, если они служит делу свержения «антинародного режима».

Не менее существенна проблема случайных жертв терактов. Практика терроризма начиналась со стремления избегать и минимизировать случайные жертвы. Однако логика террористической борьбы двигала боевиков ко все большим жертвам. Соответственно, идеологи терроризма стали развивать тезис о допустимости и оправданности любых, в том числе и случайных жертв. Последние объявляются «буржуями» («неверными», «инородцами») или их «прислужниками». Побеждает идея, что все, кто терпит эту власть, ответственны за нее. Они исправные налогоплательщики, с их согласия и на их деньги существует эта власть, они ее слуги и т.д. Есть и другой ответ - в гибели случайных жертв виновата власть, с которой борются террористы.

Отношение к терроризму в обществе

Отношение к терроризму зависит от меры консолидации общества вокруг политических целей террористов, от укорененности в этом обществе либеральных и гуманистических ценностей (цены человеческой жизни), от уровня правосознания.

Если за терроризмом стоит реальная проблема - социальная, культурная, политическая, то некоторый сегмент общества, чувствительный к этой проблеме, будет сочувствовать если не методам террористов, то целям или идеям, которые они защищают. Внутри этого сегмента терроризм находит поддержку, вербует кадры. Без поддержки хотя бы частью общества террористические движения угасают. Соответственно, разрешение острых проблем снимает раскол в обществе и лишает террористические движения необходимой социальной базы.

Общество, столкнувшееся с терроризмом, как правило, переживает эволюцию своего отношения к этому явлению. Возникновение терроризма раскалывает население. Одни отвергают терроризм целиком и полностью, другие допускают в определенных ситуациях, третьи принимают и оправдывают. По мере разворачивания терроризма, общество сталкивается с последствиями актов террора, видит страдания жертв. Эта информация усиливает негативное отношение к терроризму. Группа оправдывающих и допускающих терроризм последовательно сужается. К моменту изживания явления, моральное неприятие терроризма становится абсолютно доминирующим, образ террориста - негативным, круг поддержки - крайне узким.

На отношение людей к терроризму в любой стране мира влияет общеисторическая эволюция оценки этого явления. Отношение к терроризму претерпевало изменение и в рамках всемирно-исторического процесса. Терроризм родился в Европе. На первых этапах своей истории образ террориста для значительной части общества срастался с образом борца за свободу, национальную независимость, социальную справедливость. В начале XX в. государственная поддержка движений, использующих тактику терроризма в странах потенциального или актуального противника рассматривалась многими правительствами как нормальная практика. Затем государства, приверженные либеральным ценностям, отказываются от этой практики. В межвоенный период и, особенно, после Второй мировой войны, спонсирование терроризма становится исключительным достоянием агрессивных режимов, озабоченных задачами идеологической и политической экспансии.

В 1960-1970-х формируется система международного терроризма. С этого времени разворачивается процесс осознания терроризма как безусловной опасности, угрожающей основаниям международной стабильности. Соответственно, изменяются общественные настроения. Сегодня в информационной и культурной панораме обществ, принадлежащих евроатлантической цивилизации, оправдание терроризма, героизация образа террориста становится признаком крайнего маргинализма.

Ныне центры терроризма сместились на неевропейские пространства. Обществам Востока еще предстоит пройти эволюцию своего отношения к терроризму и осознать его как абсолютно преступную и аморальную практику.

Парадокс заключается в том, что очевидное далеко не всегда очевидно, а страшное не всегда пугает. При всей «ужасности» террора, он почти всегда вызывал и продолжает вызывать к себе сложное, подчас противоречивое отношение. Причем это - далеко не проблема «двойных стандартов. Это вопрос одного, причем благоприятного стандарта в оценке деятельности террористов. Как известно, ужас, при всем отторжении и оттал­кивании, может и притягивать: не зря говорят, что ужас имеет «сладковатый привкус». Говорят и о «сладком ужасе», о его «особой притягательной силе». Именно за счет этой «сладости» в мире почему-то никак не уменьшаются ряды террористов, особенно среди молодых людей.

Террор привлекает, прежде всего, благодаря своему сильному романтическому ореолу. Несмотря на то что террор - это всегда страшно, это всегда насилие, смерть и разрушение, то есть во многом античеловеческие или даже бесчеловечные методы, часто он даже открыто одобряется и приветствуется людьми. Особенно это касается индивидуального террора - здесь это, как правило, связано с предварительно уже сложившимся отношением к жертвам террора.

Так, например, из описаний современников известно, что в свое время народ Рос­сии приветствовал многие акции Боевой группы эсеровской партии - в частности, убийство террористами генерал-губернатора Москвы. Вчитаемся: «... «чернь» сбежа­лась к месту происшествия: убит сын царя-освободителя, великий князь Сергей Алек­сандрович. При виде его останков, еще как бы дымящихся, никто не обнажил голову. «Все стояли в шапках», - сообщал в охранку уличный филер. Он же зафиксировал и похвалу злодеям: «Молодцы ребята, никого стороннего даже и не оцарапали, чего зря людей губить». Какая-то салопница подобрала не то косточку, не то палец убитого, мастеровой прикрикнул: «Чего стоишь, чай не мощи!». Кто-то пнул носком сапога сту­денистый комок: «Братцы, а говорили, у него мозгов нет» "

«На месте казни лежала бесформенная куча, вышиной вершков в десять, состоявшая из мелких частей кареты, одежды и изуродованного тела. Публика, человек тридцать, сбежав­шихся первыми, осматривала следы разрушения; некоторые пробовали высвободить из-под обломков труп. Зрелище было подавляющее. Головы не оказалось; из других частей можно было разобрать только руку и часть ноги. В это время выскочила Елизавета Федоровна и ротонде, но без шляпы, и бросилась к бесформенной куче. Все стояли в шапках. Княгиня это заметила. Она бросалась от одного к другому и кричала: «Как вам не стыдно, что вы здесь смотрите, уходите отсюда». Лакей обратился к публике с просьбой снять шапки, но ничто на толпу не действовало, никто шапок не снимал и не уходил. Полиция же все это время, минут тридцать, бездействовала...» 2

Давыдов Ю. Савинков Борис Викторович, он же В. Ропшин. Предисловие// Савинков Б. Избранное. М.: Московский рабочий, 1990. - С. 11.

А. Блок писал В. Розанову в ответ на его письмо: «Страшно глубоко то, что Вы пи­шете о древнем «дай полизать крови». Но вот: Сам я не «террорист» уже по одному тому, что «литератор». Как человек, я содрогнусь при известии об убийстве любого из вред­нейших государственных животных... И однако так сильно озлобление (коллективное) и так чудовищно неравенство положений - что я действительно не осужу террор сейчас» ". Несмотря на последнюю, достаточно слабую оговорку, в истории рос­сийской культуры издавна прослеживается вполне терпимое отношение к террори­стам. До «неосуждающего» террор А. Блока, как известно, тиранам откровенно гро­зил еще А. С. Пушкин, прямо-таки призывая к террору:

Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Если Пушкин «видел», то М. Ю. Лермонтов вполне прозорливо «предвидел»:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пищей многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон.

Конкретные террористические акты в истории вызывали как минимум тайное одобрение, по крайней мере, у части российского общества. Так, например, Б. Савин­ков описывает ситуацию после убийства министра внутренних дел Плеве: «В Жене­ве, по случаю убийства Плеве, царило радостное оживление. Партия сразу выросла в глазах правительства и стала сознавать свою силу. В боевую организацию поступали многочисленные денежные пожертвования, являлись люди с предложением своих услуг... пожертвования после убийства Плеве исчислялись многими десятками тысяч рублей» 2 . Судя по всему, такие пожертвования делались явно не только из страха пе­ред террористами, а и из симпатии к их борьбе.

Понятно, что в периоды открытого противостояния, войны, противоборствующие стороны всегда приветствовали террористические акты, которые совершались в их пользу. Партизаны всегда и везде были «супергероями» для своих соотечественников - от участников испанской герильи против наполеоновских войск в начале XIX века до массового партизанского движения в СССР или французского Сопротивления в войне с гитлеровской Германией. Напротив, немцы приветствовали массовый террор про­тив евреев и населения оккупированных стран.

Очевидно, что террор властей всегда демонстративно приветствовался теми слоя­ми населения, которые сами боялись стать его жертвами - обыватель стремится по­слушным одобрением «задобрить» власть. Но столь же очевидно, что террор против властей молчаливо одобрялся всеми, кто имел к властям претензии, но по разным причинам был вынужден терпеть притеснения и скрывать свое недовольство. Те же самые психологические механизмы действуют и в отношении международного, межгосударственного террора. Атомная бомбардировка японских городов Хиросима и На­гасаки американцами на исходе

ДавыдовЮ. Савинков Борис Викторович, он же В. Ропшин. Предисловие// Савинков Б. Избранное. М.: Московский рабочий, 1990, - С. 11.

Савинков Б. Воспоминания террориста // Савинков Б. Избранное. - С. 70-71.

Второй мировой войны вызвала ликование в странах антигитлеровской коалиции, хотя этот акт расправы с мирным населением уже не диктовался логикой войны. Акции международного исламского террора против США, начиная от первых попыток взрывов еще в начале 1990-х годов, постоянно вызывали одобрение в мусульманских странах.

Сразу же после трагических событий в США 11 сентября 2001 года в Палестине на городских площадях всю ночь продолжалось массовое народное гуляние. В Ираке через день был даже проведен военный парад, на котором президент С. Хусейн лично салютовал из винтовки в честь американской трагедии. В том же Пакистане «миро­вой террорист №1» Усама бен-Ладен стал национальным героем.

Однако более чем терпимое отношение к антиамериканскому террору отличало да­леко не только исламские страны. В органы МВД Украины осенью 2001 года обрати­лась женщина с просьбой изменить ее прежнюю фамилию на фамилию «Бенладен». Мо­тивируя свое желание, она пояснила, что считает бен-Ладена «величайшим политиком современности», разрушившим «миф о неуязвимости символа несправедливости» и «мирового супергегемонизма». Несмотря на официальное участие страны в мировой антитеррористической коалиции, в России, на сцене Якутского драматического театра уже через два месяца после сентябрьских террористических актов 2001 года был по­ставлен спектакль, в котором главным героем был все тот же У. бен-Ладен - причем как страдающая фигура, погибающая от «ковровых» бомбардировок.

Все это говорит о том, что пресловутый «двойной стандарт» имеет очень глубокие корни, которые отнюдь не сводятся к примитивным оценкам типа «наш» - «не наш», «выгодный» или «невыгодный» террор. Явное или неявное одобрение террора, очень удобная, психологически мало травмирующая человека форма признания собственной несостоятельности при внутренне скрытом желании быть состоятельным.

Одобряя террор, люди проецируют на совершенное террористом собственные, по различным причинам неосуществимые мотивы, желания и потребности. Террорист - фигура в ореоле борьбы, а глубинная потребность в борьбе свойственна людям хотя бы - в силу их животного происхождения. Террор - метод борьбы. Значит, пока есть борьба, будет террор и будет, помимо негативного, еще и достаточно заметное позитивное к нему отношение. А это означает, что террор не только имел, но и долго еще лет иметь под собой определенную психологическую почву. Социально-психолоческий прогноз пессимистичен - ряды террористов еще долго не поредеют. Если же они и поредеют, то явно ненадолго: любая антитеррористическая акция, помимо истребления террористов, будет готовить и новых сочувствующих им людей, которые смогут очень быстро пополнить эти иногда все-таки редеющие ряды. Просто для осознания этого необходимо понять некоторые психологические факты.

Реальность такова, что в обычном словоупотреблении у нас часто смешиваются по-»террор», «терроризм» и даже «террорист», представляя собой нечто общее, единое, «великое и ужасное». Пугающее и ослепляющее. Понимание того, что же та­кое террор, требует обращения к первичному, латинскому значению слова. Террор - это, прежде всего, буквально, «ужас», то есть эмоциональное состояние, возникнове­ния которого как раз и добиваются террористы, осуществляя те или иные специаль­ные действия - террористические акты. Террористический акт для них оказывается всего лишь средством, методом, использование которого ведет реальные или потен­циальные жертвы к состоянию террора (ужаса). Подчеркнем: террор оказывается не­обходимым для террористов результатом их террористических (точнее, терроризирую­щих) действий. В совокупности же, вся цепочка «террорист - террористический акт - террор» составляет терроризм как целостное явление.

Терроризм - это устрашение людей осуществляемым насилием. Насилие суще­ствует в самых разных формах: это физическое, политическое, социальное, экономи­ческое, информационное и т. д. насилие. При наличии множества конкретных видов насилия, наиболее продуктивной на данном этапе является их сложная, параметри­ческая типология, основанная, по крайней мере, на двух параметрах: степени массо­вости и мере организованности насилия. Пересечение этих двух координат позволяет выделить четыре вида насилия: массовое организованное и массовое стихийное, ин­дивидуальное стихийное и индивидуальное организованное. Понятно, что каждое из них имеет свою специфику и особенности.

Главной проблемой человечества является исторически сложившаяся двойствен­ная оценка терроризма. В зависимости от того, кто и, главное, против кого использует террористические методы, терроризм обычно утилитарно подразделяется на «наш» (полезный, продуктивный, направленный на противников) и «не наш» (вредный, де­структивный, направленный против нас нашими противниками). Из такой узко ути­литарной логики следует пресловутый «двойной стандарт» в оценке терроризма, от которого все призывают друг друга отказаться. На самом деле, нет и не может быть «хорошего» и «плохого», «полезного» и «вредного» терроризма. Это всего лишь наши субъективные оценки, вносящие путаницу в понимание действительности. Реально терроризм - политически нейтральный инструмент. Это набор методов насилия, на­правленный на достижение определенной цели. Оценку он приобретает в зависимос­ти от того, кто им пользуется, кто направляет и кто его оценивает.

Общее историческое развитие терроризма, с некоторыми исключениями, шло по цепочке: индивидуальный - групповой - локальный - массовый терроризм. По-настоящему, не метафорически, а реально массовый террор - достижение последне­го столетия, и даже его последней четверти. В разные исторические эпохи, при раз­ных формах организации социальной и политической жизни (например, диктатуры и демократии) терроризм обладал определенными особенностями. Еще недавно тер­рор считался обязательным инструментом тоталитарных диктатур. В современном мире терроризм оказывается обратной стороной демократии.

Терроризм как специфический инструмент борьбы всегда вызывал к себе неодно­значное отношение. Будучи орудием слабых, индивидуальный, групповой и даже ло­кальный терроризм часто опирался на определенное сочувствие со стороны тех, кто не был его жертвами. Поэтому всегда множились и продолжают множиться ряды тер­рористов. Однако, становясь по-настоящему массовым, терроризм и террористы про­тивопоставляют себя слишком большому числу людей и поэтому постепенно уходят за грань по-человечески приемлемых способов борьбы. Хотя, и почти наверняка, всегда будут находиться люди, сочувственно относящиеся к насилию, на современном этапе развития терроризм все больше начинает оцениваться как бесчеловечный и даже анти­человеческий способ социального действия. Это порождение особой психологии, которая нуждается в специальном рассмотрении. Вначале, однако, стоит рассмотреть психологию того результата, к которому стремятся и которого достигают террористы: психологию самого террора - психологию страха и ужаса.

Читая все это, смотря на эти числа, показывающие количество погибших, к терроризму положительно относиться естественно нельзя. Именно это показывает опрос, проведенный среди школьников, на тему «Отношение к терроризму».

Он показал, что 98% опрошенных относятся к терроризму Резко отрицательно, 2% просто не могут дать определение терроризму.

Респонденты понимают, что это глобальная проблема современности, которая касается каждого человека, и с ней надо бороться.

4.Как понимать единобожие?

Среди исламских постулатов, используемых для оправдания терроризма, особое место занимает подчинение воле Аллаха абсолютно во всем. Однако на самом деле исламские экстремисты, наоборот, отходят от единобожия, произвольно манипулируя шариатом, рассматривая его как средство, а не как цель. Именно это имел в виду выдающийся мусульманский ученый Ибн Кайим аль-Джавзийя (1292-1350), когда писал: "Что касается фанатиков, то они любую проблему переворачивают с ног на голову; обращаясь к сунне (предание), они принимают из нее только то, что соответствует их высказываниям, и прибегают к уловкам, чтобы опровергнуть расходящееся с их мнением либо отбросить не подходящее им свидетельство".

За взятыми по своему выбору предписаниями шариата экстремисты не видят главного смысла этих правил и упуcкают ту цель, ради которой они были сформулированы. О чем конкретно идет речь? Прежде всего о том, что претворение шариата в земных делах предполагает не только и не столько жесткое и слепое следование когда-то установленным нормам, сколько осмысление и решение любых проблем мусульман в духе справедливого и разумного удовлетворения их интересов. Аль-Джавзийя подчеркивал рациональную природу шариата и не видел противоречия между истиной Аллаха и разумом, в частности он писал: "Шариат - олицетворение абсолютной справедливости, милосердия, заботы об интересах и наивысшей мудрости; если какое-нибудь решение... отклоняется от милосердия в противоположную сторону... то оно не принадлежит шариату".

Вопреки такому подходу ради слепого осуществления призывов ислама террористы идут на причинение ущерба мусульманам. Касаясь этого момента, Мухаммад ибн Абдель Ваххаб, основоположник ваххабизма (1705-1792), которого, понятно, нельзя упрекнуть в отходе от ортодоксии, говорил: "Некоторые религиозно настроенные люди пресекают запрещенное, и в этом они правы; но их ошибка заключается в том, что в своем рвении они доводят дело до розни между братьями".

Итак, ясно одно: прикрывающиеся исламом террористы - не ведущие джихад борцы за чистоту веры, а воюющие с женщинами и детьми убийцы, не защитники исламских ценностей, а посягающие на основные цели шариата грешники, а не герои.



http://rusk.ru/st.php?idar=319470

Заключение

Несмотря на то, что много сказано и написано на тему «отношение Ислама к терроризму», тема не теряет своей актуальности и требует постоянного внимания в силу ряда причин. Во-первых, мусульманский мир на данный момент подвержен серьезным политическим, экономическим и социальным кризисам. Во-вторых, во многих анализах на эту тему заметны проблемы самой методологии, вследствие чего прийти к объективному результату очень сложно. Анализы делаются либо с материалистическо-позитивистской точки зрения, что не дает возможности понять, в частности, религию Ислама объективным образом, так как такая точка зрения является идеологизированной. Либо анализы могут быть сделаны с «ориенталистической» (где-то явной, где-то скрытной) точки зрения, которая являет собой  стереотипичный подход, оперирующий определенными собирательными шаблонами в отношении Ислама и мусульман. Также встречаются анализы, в которых говорится много общих слов (вроде «никакая религия не приемлет терроризм»), но нет конкретики. В-третьих, необходимо отметить непрекращающиеся волны «исламофобии», во многом направляемые СМИ, которые ошибочно преподносят состояние вещей. Все это требует периодического возврата к обсуждению вопроса: «Есть или нет какая-нибудь взаимосвязь между Исламом и терроризмом?». Отвечая на поставленный вопрос, в данном реферате хотелось бы дать объективные результаты анализа, которые сводятся в основном к следующему: «Терроризм, прежде всего, является порождением сознания, которое полностью вне Ислама…», и он является показателем отсутствия истинного исламского сознания, исламского мировосприятия. Поэтому можно уверенно говорить, что терроризм это – «генетически чуждое, незаконно рожденное дитя», подброшенное мусульманам. А истинным его родителем является современный модернизм, выхолащивающий человеческую суть из всего духовного, превращающий индивид в простое орудие политико-корпоративных идеологий или партикуляризма (агрессивного отделения себя от других или собственного эго).

Терроризм стал эффективным и эффектным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием, осознанием и ощущением жизни, своими нравственными нормами, своей культурой.

Очень страшно, что для многих людей, групп и организаций терроризм стал лишь просто способом решения их проблем: политических, национальных, религиозных, субъективно-личностных и т.д. К нему сейчас особенно часто прибегают те, которые иным путем не могут достичь успеха в открытом бою, политическом соперничестве реализации своих бредовых идей переустройства мира и всеобщего счастья.

Список используемой литературы:

http://www.erudition.ru/referat/ref/id.20732_1.html

www.mail.ru

http://www.pravoslavie.ru/analit/global/vah.htm

http://board.buddhist.ru/archive/index.php/t-821.html

http://xreferat.ru/72/164-2-islamskiiy-terrorizm.html

http://www.spishy.ru/referats/18/9624

http://rusk.ru/st.php?idar=319470

http://www.chaskor.ru/article/samye_gromkie_terakty_mira_1401

А также независимые источники.