Конспект урока по биологии на тему «Скелет человека. Его значение

Тема. Строение скелета человека

Цели урока : - изучить типы соединения костей и их связь с выполняемыми функциями. Рассмотреть строение суставов. Изучить строение скелета человека, его основных отделов;

Развивать познавательный интерес, умение работать в команде, формировать предметные умения и коммуникативные навыки.

Воспитывать гигиенические и здоровьесберегающие навыки, бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование и материалы : таблицы «Скелет человека», «Микроскопическое строение костной и хрящевой ткани», скелет человека-модель, мультимедийная презентация.

Базовые понятия и термины : неподвижные, полуподвижное и подвижное соединение костей, шов, сустав, суставная сумка, названия костей, образующих скелет.

Концепция урока : рассмотреть особенности соединения костей скелета, привести примеры, показать функциональность такого соединения. Описать основные отделы скелета человека, перечислить главные кости, входящие в их состав. Указать на разнообразие функций, выполняемых различными отделами скелета.

Тип урока : комбинированный.

Структура и содержание урока

1.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Вопросы к учащимся.

Какие химические вещества входят в состав костной ткани?

Какие типы костей вы знаете?

Опишите внутреннее строение костей.

Как происходит рост костей?

2.Изучение нового материала - рассказ учителя.

История изучения скелета. Древнегреческий философ Демокрит собирал кости на старых, разрушенных кладбищах и изучал их. Светило римской медицины - Клавдий Галлен совершил путешествие в Александрию, так как там был единственный, в то время, скелет человека. Петр 1 учредил кундсткамеру - коллекцию по анатомии.

Сегодня на уроке, мы познакомимся с основными отделами скелета человека, узнаем, какими костями они образованы. Но начнем с типов соединения костей.

Типы соединения костей:

- неподвижное соединение костей достигается путем их срастания. Движения при этом отсутствуют. Неподвижность костей мозгового отдела черепа достигается тем, что многочисленные выступы одной кости, входят в соответствующие углубление другой. Такое соединение получило название шва.

- полуподвижное соединение костей достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Такие прокладки находятся в позвоночнике между отдельными позвонками. При ходьбе, беге, прыжках прослойки упругого хряща действуют, как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения. Кости грудной клетки также могут двигаться благодаря хрящам. Такое соединение имеет опорное, защитное и двигательное значение

- подвижное соединение костей встречается чаще. Их называют суставами. Они обеспечивают условия для движения частей тела. Суставы устроены просто. Каждый из них включает покрытые гладким хрящом суставные поверхности сочленяющихся костей, суставную сумку (капсулу) и суставную полость. В капсуле два слоя. Наружный – фиброзный – плотный, он удерживает сочленяющиеся кости друг возле друга и защищает сустав от повреждений. Изнутри капсула покрыта синовиальной оболочкой, которая участвует в выработке особой жидкости – синовиальной. Она служит смазкой сочленяющихся поверхностей и питает хрящевое покрытие.

Усложняют суставы вспомогательные элементы. Это связки и сухожилия, которые вплетаются в капсулу сустава и скрепляют его стенку.

Физкультминутка.

Строение скелета человека

В скелете различают: скелет головы, скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.

Скелет головы – череп.

Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица Мозговой отдел образован рядом плоских костей. Кости образуют округлую полость черепа.

Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам - весьма тонкие височные кости. Рассматривая череп снизу, т. е. со стороны основания. бросается в глаза большое затылочное отверстие. Рядом с ним и впереди расположены более мелкие отверстия и каналы, предназначенные для черепных нервов и их ветвей, а также кровеносных сосудов.

Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств. Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа. На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.

Скелет туловища.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости.. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать. Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу - он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений. Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.

Скелет конечностей.

Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища.

Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение {плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения рукой. Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Способность лучевой кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки. Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.

Пояс нижних конечностей {тазовый пояс) составляют две тазовые кости, которые соединяются с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб (туловище). С тазовыми костями соединяются скелет нижних конечностей и мышцы, он служит для них опорой и принимает участие в их движениях. Тазовый пояс также поддерживает и защищает внутренние органы. Скелет свободной нижней конечности состоит: из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость - самая крупная кость скелета человека. К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости. Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.

3. Обобщение, систематизация, контроль знаний и умений

    Рассказать о строении скелета.

1 группа – скелет головы (череп),
2 группа – скелет туловища (Объясните, какое значение имеет увеличение размеров позвонков в нижней части позвоночника.)
3 группа – скелет конечностей и поясов конечностей.

4 . Домашнее задание Учебник стр.48-51, заполнить таблицу по образцу до конца.


Урок - игра в 8 классе по теме « Скелет человека ».

Тема урока: Скелет человека.

Цели и задачи урока:

Обучающие:
познакомиться и раскрыть взаимосвязь между строением и функциями отделов скелета человека.
показать различия и сходства в строении скелета человека и млекопитающих животных.
акцентировать внимание на необходимость получения знаний и умений по оказанию первой помощи при вывихах, растяжениях связок, и переломах костей.

3. Воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека.
воспитывать интерес к формированию познавательной активности;
пробуждать творческие начала личности, стимулировать стремление к ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация.

2. Развивающие:
развивать когнитивные способности такие как, анализ, синтез, обобщение;
развивать воображение и интеллектуальные способности учащихся (участие в ролевой игре, размышление над проблемными вопросами, заполнение таблиц по тексту учебника).
развивать креативные способности;
формировать навыки оказания первой помощи пострадавшим.

Применяемые технологии
коммуникативно-ориентированное обучение;
разноуровневое обучение;
развитие познавательных интересов;
личностно-ориентированное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;

Методы и приемы:
по источникам информации: вербальный, наглядный, практический;
по степени взаимодействия: самостоятельная работа, беседа, дозированная помощьучителя;
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.

Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.

Оборудование урока:
компьютер;
проектор;
экран;
компьютерная презентация;
карточки- задания
интерактивное пособие « Собери скелет».
Муляж « Скелет человека»
Наборы по оказанию первой помощи (шины, бинты, жгуты, аптечки с медикаментами).
Компьютерная игра « Морской бой»

Оформление доски:
На доске написана дата проведения урока, название темы урока.

Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оборудование и наглядность

1. Организационный
момент.
Дорогие ребята! Сегодня нашими средствами связи были получены сигналы SOS с маленьких островов, лежащих неподалеку от острова « Скелетов», правит которым жестокий тиран- Скелетон 14-й. Он угнетает жителей соседних государств, угрожая поработить их.
Наша задача победить Скелетона 14-го и его приспешников. Мы организуем 2 боевых корабля, выберем капитанов, назовем корабли и выступим в поход!
Побежденным враг будет считаться в том случае, если одна из команд завладеет их флагом. Для этого необходимо собрать как можно больше ключей, защищенных ловушками и открыть сундук с флагом и сокровищами.
В путь!
Актуализация знаний.
(проверка домашнего задания)

Чтобы добыть первый ключ, вы должны пройти ловушку, выполнив задание, приготовленное злыми скелетами. Но заданий так много, что придется потрудиться каждому члену команды самостоятельно!

Команда, справившаяся с наименьшим числом ошибок, получает ключ.

Выполняют работу индивидуально на карточках, по вариантам. Капитаны фиксируют окончание работы своей команды по последнему закончившему участнику. Проверка правильности выполненных заданий.

Карточки- задания. Приложение № 1.

Слайд №2, №3. (проверка правильности выполнения)

Ну вот! Скелет собран. Молодцы! Но мы, по-прежнему, не знаем сильных и слабых сторон врага. А чтобы узнать, я предлагаю сравнить его с тем, что нам хорошо известно. В 7 классе мы изучали зоологию, соответственно, строение скелета млекопитающего мы знаем.
Таким образом, определив черты сходства и различия, мы найдем эти сильные и слабые места, чтобы знать, чего опасаться и как бороться!
Сделайте вывод, о чем говорят черты сходства и отличия в строении скелета человека и млекопитающего.
Команда, справившаяся раньше, получает ключ.

Работа в парах.
Слабые учащиеся получают задание найти сходства в скелете человека и млекопитающего, заносят данные в таблицу. Делают вывод об общности происхождения человека и животных.
Сильные - отличия в строении скелетов человека и млекопитающего, заносят данные в таблицу.
Делают вывод об особенностях, свойственных скелету человека и причинах их возникновения.

Слайд № 8

Таблица в тетради
« Особенности скелета человека» (приложение №3).

На кораблях несчастье! На корабли пробрался вражеский лазутчик! В неравном бою ранены капитаны!
У капитана корабля «Динамит» перелом большой и малой берцовых костей. Рана открыта, кости торчат наружу, кровь алая, вытекает толчками.
У капитана корабля « Шмель» перелом плечевой кости, рана открыта кровь темная, бурая, вытекает ровно.
Ваша задача - поставить диагноз и оказать первую помощь с использованием подручных средств.
Ключ получает команда, которая правильно справится с заданием быстрее.

Индивидуальная работа с учебником.

Практическая работа с набором по оказанию первой помощи.

Учебник стр. 76 – 77.
Набор по оказанию первой помощи.
Текст учебника.

Слайд №9
« Первая помощь при повреждениях скелета».

Обобщение и систематизация знаний.

Молодцы! Посчитайте количество ключей у каждой команды.
Но, о ужас! Скелетон 14-й для защиты своего флага выставил целую флотилию. И нам придется сразиться с его флотом в морском бою! Право первой вступить в бой получает команда с большим числом ключей. После первой ошибки в бой вступает вторая команда.
Побеждает команда, давшая большее число правильных ответов.
Итак, враг побежден, флаг захвачен, а сокровища – это те бесценные знания, которые вы приобрели на сегодняшнем уроке!

После этого капитанам предлагается составить список членов команды, особо отличившихся в бою, для представления их к награде (оценки в журнал).

Заключительный этап урока. Рефлексия.
Давайте подведем итог урока.
Чем мы сегодня занимались?
Что нового узнали?
Какие навыки приобрели?
Таким образом, учащиеся формулируют цели урока.
Домашнее задание:
Учебник: § 11;
Предлагается на выбор выполнить один из проектов:
Диета для больных остеопорозом.
Диета для пациентов с переломом кости.
Скелет человека в 3000 году.
Кроссворд « Опорно-двигательная система».

Работают с компьютерной игрой « Морской бой».
Члены команды дают ответ на вопрос по очереди.

Обобщающая беседа.

Компьютерная игра
« Морской бой».

Слайд № 10.

Тема урока

Скелет человека

Цели урока

Продолжать формировать представления школьников о строении скелета человека;
Закрепить знания учеников об опорно-двигательной системе человека;

Задачи урока

Продолжать углублять знания учеников по теме «Опорно-двигательная система»;
Акцентировать внимание детей на своеобразие строения скелета человека;
Закрепить полученные знания путем практического применения, используя справочные материалы и работая со схемами и таблицами;
Способствовать формированию рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);
Развивать коммуникативные умения учеников;
Благоприятствовать созданию психологически комфортной среды на уроках анатомии;
Воспитывать интерес школьников к урокам биологии.

Основные термины

Скелет с точки зрения биологии – это такая биологическая система, которая является надежной опорой человеческого организма.

Скелет человека в переводе звучит, как высохший, и обозначает совокупность твёрдых костей в организме, которые служат не только опорой тела, но и его отдельных частей, а также играет роль защитных функций организма от различных видов повреждений.

Кости являются составляющие скелета и его основными элементами.

Скелет человека

Даже не изучая анатомию, каждому из вас известно, что скелет человека складывается из разных костей, но в чем же его надобность... С этим мы и попробуем разобраться вместе.

Скелет нужен для того, чтобы поддерживать тело, защищать внутренние органы и держать форму тела. Кроме всего выше перечисленного, к скелету крепятся сильные мышцы.

Во-первых, благодаря скелету образуется прочная основа, в которых находятся уязвимые части тела. Он играет роль каркаса, который способен фиксировать разные части организма в определенном положении. Кости грудной клетки играют роль защитников легких и сердца, а при этом они имеют способность сужаться и расширяться в то время, когда мы дышим.

Во-вторых, скелет дает возможность живым существам передвигаться. Ведь природой было так устроено, что скелет состоит из разных костей, каждая из которых имеет свою определенную форму и выполняет в человеческом организме определенную роль. Подвижность и гибкость скелета нашему организму обеспечивают суставы, хрящи и связки.

О количестве костей в скелете человека можно дискутировать очень долго, так как у разных людей оно не одинаково. В основном у большинства взрослого поколения в теле насчитывается более 200 костей. Но следует учесть, что есть люди, которые являются обладателями лишней пары ребер, у других еще и наблюдаются отклонения в количестве позвонков, а скелет новорожденного ребенка насчитывает более 350 видов костей. Кроме этого, с возрастом некоторые кости имеют способность срастаться, и их количество уменьшается. Поэтому утверждать о каком-то конкретном количестве костей человека не имеет смысла, так как не представляется возможным произвести точный подсчет.

Задание:

1. Могут ли человеческие кости расти на протяжении жизни?
2. Почему кости иногда теряют свою прочность?
3. Что нужно предпринять, чтобы кости не лишились своей эластичности?

Организация скелета

Скелет человека, как и всех позвоночных, делится на осевой и добавочный скелет. К первому относятся все кости, которые расположены посредине и создают остов тела. К ним относятся все кости головы, шеи, позвоночник и ребра с грудиной. А к добавочному или периферическому скелету относятся кости лопатки, ключицы, а также кости верхних и нижних конечностей.



Осевой скелет

Теперь подробнее остановимся на рассмотрении осевого скелета человека.

Череп

Составляющими черепа являются костная основа головы, которая защищает головной мозг человека и его органы зрения, слуха и обоняния. Подразделяется череп на мозговой и лицевой отделы и состоит из плоских и неподвижных костей, за исключением костей нижней челюсти.



Чтобы увидеть из каких костей состоит мозговой и лицевой отделы, внимательно рассмотрите рисунок вверху.

А теперь посмотрите на соединение костей черепа:



Задание:

1. Назовите кости, которые образуют мозговой отдел?
2. Какие из костей скелета черепа относятся к непарным, а какие к парным костям?
3. Назовите наиболее крупные кости, которые расположены в лицевом отделе.
4. Назовите все кости, которые относятся к осевому скелету.
5. Какая кость черепа неподвижна?

Скелет туловища

Скелет туловища человека состоит из грудной клетки и позвоночного столба. Грудная клетка является костной основой груди, за которой спрятаны внутренние органы, и состоит она из грудины, двенадцати грудных позвонков и ребер.

Ребра человеческого скелета имеют вид плоских изогнутых дуг, задние концы которых соединяются с грудными позвонками, а передние при помощи хрящей соединены с грудиной. Подобное крепление ребер к скелету создает условия подвижности грудной клетки при дыхании человека.



Позвоночный столб - главная ось тела, которая предназначена для опоры человеческого скелета и является главной осью тела. Внутри позвоночника находится спинной мозг.

Позвоночный столб состоит из 33 – 34 позвонков, что составляет около сорока процентов длинны человеческого тела.


В роли амортизаторов позвоночника выступают четыре изгиба, которые предохраняющие внутренние органы и головной мозг, и смягчающие толчки во время ходьбы, бега и прыжков.

Периферический скелет

Добавочный скелет или, как его еще называют периферический, состоит из скелета конечностей и делится на скелет нижних и верхних конечностей. К верхнему отделу относится плечевой пояс и конечности, а к нижнему – тазовый пояс с его конечностями.

Так как свободные конечности надежно крепятся к костям пояса и обладают хорошей подвижностью, то они имеют возможность выдерживать немалые нагрузки.

Естественно, что верхние и нижние конечности обладают разными функциями. Верхние обеспечивают человека возможностью выполнять различные движения и операции, а нижние нужны для передвижения и опоры.

Пояс верхних конечностей

Верхний пояс состоит из лопаток и ключиц. А скелет верхних конечностей подразделяются на кости плеча, предплечья и кисти.


Пояс нижних конечностей

Тазовый пояс представляет собой три неподвижно соединенные между собой кости. В каждой такой кости расположена шаровидная впадина, в которую входит головка кости нижней конечности. Неподвижно соединенные кости пояса нижних конечностей, сросшиеся с крестцом, обеспечивают человеческому организму надежную защиту внутренних органов и позволяют выдерживать огромные физические нагрузки.


Скелет нижних конечностей


Если рассматривать скелет нижних конечностей, то можно увидеть, что он складывается из бедренной кости, костей голени и стопы. Бедренная кость и большая берцовая имеют спереди соединение в виде коленной чашечки, которая обеспечивает подвижность коленного сустава.

Домашнее задание

Посмотрите внимательно на рисунок скелета человека и подпишите его цифровые обозначения:



Дайте ответы на поставленные вопросы:

1. Назовите все отделы, из которых состоит скелет человека.
2. Назовите количество позвонков каждого из отделов позвоночника.
3. Из каких частей складывается позвоночник?
4. Какое значение для организма человека играют изгибы позвоночника?

Оборудование:

– тряпичная кукла,
– пластмассовая кукла,
– скелет человека,
– карточки с названиями частей скелета и отделов позвоночника: череп, позвоночник, рёбра, кости конечностей, тазовые кости, крестец, копчик,
– кости куриные для практической работы: позвонки, рёбра, трубчатые кости,

Подготовительная работа:

– выбрать одного ученика, который во время урока будет исполнять роль Знайки, подготовить для него костюм (очки, галстук и т.д.),

– подготовить вопросы для проверки пройденного материала (можно это задание поручить кому-либо из детей),

– подготовить куриные кости (выварить курицу и выбрать кости),

– подготовить тексты сообщений для Знайки,

Ход урока:

1.Проверка пройденного материала.

Эта работа проводится в виде ответов на вопросы. Вопросы может задавать Знайка, сам вызывающий детей, могут задавать дети друг другу, могут быть использованы как “экзаменационные билеты” в ролевой игре и т. д.

Примерные вопросы:

– Почему человек – это организм?

– Назови другие организмы.

– Являются ли организмами Солнце, ветер, гадюка, жук-плавунец, осина, снег, гранит, автомобиль? Почему?

– Из каких частей состоит нервная система?

– За что отвечает головной мозг?

– Какова роль спинного мозга?

– Какая часть нервной системы доставляет команды головного мозга к мышцам, органам и т.д.?

2.Знакомство с темой урока.

Учитель предлагает детям поставить двух кукол: тряпичную и пластмассовую.

Это удаётся только с одной из кукол.

– Почему не удалось поставить тряпичную куклу? (Она мягкая. У неё нет опоры.)

Вывод: каркас – скелет обеспечивает положение тела в пространстве.

– Есть ли опора у человека? Об этом наш разговор сегодня.

3. Знакомство с частями скелета.

Учитель называет части скелета, показывает их на макете и составляет схему строения скелета на доске.

Скелет состоит из костей черепа, позвоночника, грудной клетки, конечностей и таза.

4. Изучение костей позвоночника.

– Позвоночник – основа скелета. Он появился у животных организмов около 500 млн. лет назад. Затем, всё, что изобретала природа, она прикрепляла к позвоночнику: хвостовые плавники рыб и китов; ноги-колонны динозавров, слонов; массивный череп бизона, бегемота. Позвоночник очень гибкий, как стальная пружина. Вспомните женщину-змею, которая выступает в цирке.

– Попробуйте совершить несколько движений. Легко ли вам удаётся наклониться?

Это происходит потому, что позвоночник состоит из отдельных позвонков.

Практическая работа.

Рассматривание позвонков на муляже и куриных позвонков на партах.

– Зачем у позвонков зубцы?

– Зачем внутри отверстие?

– Каково значение позвоночника?

Вывод: позвоночник защищает спинной мозг и придаёт телу вертикальное положение.

Учитель:

– Позвоночник состоит из 7 шейных,12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и

4-5 копчиковых позвонков.

– Интересно, что у жирафа, как и у человека, тоже 7 шейных позвонков.

– . Прощупайте у себя шейные позвонки, согнув голову. Первый верхний позвонок называется атлантом. Так зовут древнегреческого героя, который держал на своих плечах небесный свод. Вот как о нём написано в мифе:

“Согнулся он под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, пот покрыл всё его тело от напряжения, но нечеловеческие силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод.” (Подвиги Геракла. В переложении Н. Куна.

Двенадцатый подвиг)

– Подобно ему первый шейный позвонок – атлант держит голову человека. Этот позвонок весит 20-30 грамм, а вес черепа – 6 килограмм. Сосчитайте, во сколько раз вес черепа превышает вес атланта.(6000:20=300 раз)

5. Изучение костей черепа.

– Череп состоит из 24 костей. Они большей частью плоские и соединены неподвижно, образуя черепную коробку. Черепная коробка очень прочная. Почему?

– Есть ли подвижные кости черепа, покажите на муляже. Почему они двигаются?

Вывод: кости черепа защищают головной мозг, обеспечивают питание и речь.

6. Изучение костей грудной клетки.

Практическая работа.

Рассматривание рёбер на муляже и на парте.

– Какой формы? (Дугообразные, плоские.)

– К чему крепятся? (К позвоночнику и грудине.)

– Каково значение рёбер? (Защищают сердце, лёгкие.)

Прощупывание рёбер и грудины у себя.

Вывод: кости рёбер защищают внутренние органы.

7. Изучение костей конечностей.

Практическая работа.

Рассматривание трубчатых костей на муляже и на парте.

– Какой формы?

– Подвижны ли они? Почему?

– Каково их назначение?

Прощупывание у себя лопатки, ключицы, лучевых костей, костей пальцев.

Вывод: кости конечностей обеспечивают движение рук и ног.

– Интересно, что скелет руки состоит из 30 костей. Из них 26 костей образуют кисть.

8. Изучение костей таза.

Рассматривание костей на муляже.

Это сросшиеся между собой кости. Они позволяют сидеть и защищают внутренние органы.

9. Закрепление материала.

Работа в тетради.

Обозначение частей скелета человека. (Работа на странице 4)

Работа с учебником.

Чтение статьи на странице 9-10.

10. Подведение итога.

– Из каких отделов состоит скелет? Показать на муляже.

– Каково значение этих костей?

11. Домашнее задание.

Учебник страница 9-10 пересказывать, страница 11 – ответы на вопросы.

Урок «Скелет человека. Осевой скелет»

Биология 8 класс

Задачи:

  1. сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека;
  1. выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих;
  1. показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания (приложение 1 тест)
  3. Новая тема.

На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы уже догадались разговор пойдёт о скелете.
“Движение – это жизнь”, - как заметил Вольтер.

Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения ! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека. Осевой скелет»

Что же такое скелет?

Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше). Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.

Рекорды в скелете: стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.

В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа , таза и позвоночника . Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец ) только в возрасте 18-25 лет. И остаётся 200-213 костей, в зависимости от особенностей организма.

Скелет

Добавочный скелет

Осевой скелет

Скелет туловища

Скелет головы

Грудная клетка

Позвоночный столб (позвоночник)

Мозговой череп

Лицевой череп

Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.

В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.


Череп
А - вид спереди;
Б - вид сбоку:

1 - теменная кость;
2 - лобная кость;
3 - клиновидная кость;
4 - височная кость;
5 - слезная кость;
6 - носовая кость;
7 - скуловая кость;
8 - верхняя челюсть;
9 - нижняя челюсть;
10 - затылочная кость

Окружность головы

У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год. Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.

Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Скелет туловища (рис. 22А стр. 53) состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.

В нем различают следующие отделы:

шейный (7 позвонков) – рис. 24

Грудной (12) - рис. 25

Поясничный (5)

Крестцовый (5) рис. 26

Копчиковый (4-5) .

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует
грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует
поясничный отдел. Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.
Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость - крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то
крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.
Наконец, последний отдел позвоночника -
копчик . Он со¬стоит из 4-5 сросшихся маленьких позвонков.
Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных - только шейный и крестцовый).

Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.

Физминутка: Встали – я называю кость, а вы её показываете на себе: позвоночник, лобная кость, ребро, нижняя челюсть,

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

А сейчас давайте сделаем вывод, для чего же нужен скелет и каковы его функции.

Функции скелета человека.

Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.

Функции скелета человека

  1. Двигательная

(обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).

  1. Защитная

(создаёт полости тела защиты внутренних органов).

  1. Формообразующая

(определяет форму и размеры тела).

  1. Опорная

(опорный остов организма).

  1. Кроветворная

(красный костный мозг – источник клеток крови).

  1. Обменная

(кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).

А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?

Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

Заполнение таблицы:

Отделы тела

Отделы скелета

Кости скелета

Тип костей

Характер соединения костей

Особенности скелета человека

Голова

Череп

Лицевой отдел черепа

Парные кости: Верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные. Непарные: Нижнечелюстная, предъязычная

Плоские (широкие)

Неподвижный, кроме нижней челюсти

Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

Мозговой отдел черепа

Парные кости: теменные, височные Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая

Плоские (широкие)

Неподвиж -нее (швы)

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

Туловище

Позвоночник

33-34 позвонка

7-шейных, 12-грудных, 5-поясничных, 5-крестцовых, 4-5 копчиковых

Короткие

Полуподвижные

S-обр изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный; кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвон- ка

Грудная клетка

12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина- грудная кость

Короткие, длинные губчатые

Полуподвижные

Грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая